Раскрыта тайна F-35: Американского «невидимку» изобрели в СССР

Поделиться

Zuma / ТАСС

Истребители пятого поколения США наконец-то попробовали в бою

Истребителям пятого поколения F-35A Lightning II («Молния») наконец-то нашли боевое применение — два боевых самолета американских ВВС в рамках операции «Непоколебимая решимость» нанесли воздушный удар по горному району Хамрин вблизи иракского города Вади-Ашаю в поддержку действий объединенной оперативной группы в Ираке.

Американские военные особо подчеркнули, что это было первое боевое применение подобного типа самолетов. При этом ранее, в сентябре 2018 года, сообщалось, что группа F-35 В (палубного базирования) нанесла удар по позициям группировки «Талибан» в Афганистане, тогда же подчеркивалось, что эти самолеты совершили более ста боевых вылетов в Афганистан, Ирак и Сирию. Сейчас выяснилось, что первый именно боевой вылет произошел только 30 апреля 2019 года. Можно еще вспомнить первое применение F-35 израильскими ВВС при нанесении ударов ракетами «воздух-земля» в Сирии в мае 2018 года. Впрочем, после авиапроисшествия с этим самолетом, который, по версии Израиля, был «поражен» во время полета птицей, а по мнению ряда иностранных СМИ зенитным ракетным комплексом С-200 российского производства, боевое применение F-35 приостановили.

Результаты боевого применения F-35, мягко говоря, достаточно сомнительны. Подробного отчета по действиям этих самолетов как в Афганистане, так и сейчас в Ираке, не представлено — остается верить на слово американским военным пиарщикам. Некоторое удивление оставляет и задействование подобного типа самолетов, позиционируемых как истребители пятого поколения, при выполнении боевых задач, с которыми мог бы справиться и, например, стратегический бомбардировщик В-52 (талибы утверждают, что сбили такой в апреле нынешнего года в провинции Гильменд из ПЗРК американского производства). А тут хваленый и «всепроникающий» F-35 обрушивает бомбы на тоннели в горном районе. При полном отсутствии противодействия средств ПВО и авиации противника. То есть прилетел — отбомбился и улетел. Никто, правда, этого не видел, что не мудрено, ведь самолет-то «невидимка».

К слову о невидимости, вернее о технологии стелс, используемой при строительстве целой серии американских самолетов, начиная от F-117, F-22 и нынешнего «хозяина неба» F-35, которая была, как выяснилось, позаимствована конструкторами Lockheed Martin у… советских ученых. И это совсем не шутка — американские самолеты стали невидимыми благодаря расчетам и схемам моделирования Петра Уфимцева, который описал компьютерный алгоритм, способный подсчитать эффективную площадь рассеивания для любого самолета. Молодой московский ученый вывел формулу, следуя которой, при соблюдении некоторых геометрических ограничений в форме самолета, параметры видимости на экранах радаров можно снизить практически до нуля.

Исследования Уфимцева, признанные в СССР несекретными, были опубликованы в издательстве «Советское радио» еще в 1962 году небольшим тиражом и скучно назывались «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Формулы ученого не привлекли особого внимания в своем Отечестве, где ставка делалась в большей степени на скорость и мощность, чем малозаметность, зато спустя годы были внимательно изучены в США. Именно расчеты Уфимцева легли в основу создания и применения технологии «стелс», которая сейчас считается основным фактором могущества американских ВВС. А дома Петра Яковлевича Уфимцева, с его разработками в области дифракции электромагнитных волн, не оценили. Ученый был удостоен Госпремии в области науки за ряд разработок и исследований, да и в США, где благодаря ему появилась технология малозаметности самолетов, он был награжден лишь Груммановской медалью за вклад в научные разработки. Лавры «человека-стелс», который участвовал и в разработке стратегического бомбардировщика В-2, с теми же элементами малозаметности, ушли к американским конструкторам.

«Русский след» в создании технологий «стелс» всплыл именно на фоне обсуждения невидимости американских истребителей пятого поколения F-35 и его пока еще летающего предшественника F-22 Raptor. «Глобальное превосходство США в воздушном пространстве основывается на их „невидимых“ самолетах. Радар противника не сможет определить местоположение истребителей F-22 и F-35. Первый прототип самолета-невидимки летает более 40 лет. А научную базу для его создания предоставил именно россиянин», — пишет немецкий журнал Stern. Но так ли совершенны эти технологии, которые могли считаться «прорывными» технологиями еще несколько десятков лет назад? Насколько же невидим современный «самолет-невидимка»?

— К любому сейфу есть своя отмычка. Подобное утверждение применимо и к боевым качествам самолета, ведь все, что создано руками одного человека, может быть уничтожено другим, — говорит авиационный эксперт Юрий Гаврилов. — И технологии «стелс», как бы их не превозносили американцы, имеют свое противодействие. Помните иронию сербов, которые сбили из достаточно старого зенитного ракетного комплекса С-125 в марте 1999 года американский бомбардировщик F-117? «Извините, мы не знали, что он невидимый», — шутили в Белграде. Буквально через месяц с небольшим там же был обнаружен и поражен еще один «невидимка», которому удалось вернуться на свою базу. Из более ранних историй можно вспомнить и сбитый над территорией Советского Союза самолет-разведчик U-2, который был покрыт радиопоглощающей краской и имел эффективную площадь рассеяния. И вот уже сейчас российский Су-35 ловит в прицел американский F-22 в небе Сирии, заснимает его на пленку и уходит в сторону, все-таки какой-никакой, а союзник, хотя и мог быть уничтожен при соответствующей команде. И где тут невидимость? Реальные качества самолета могут проявиться лишь в реальном воздушном бою, где смогут выявиться превосходства тех или иных технологий. Без этого — пустая бравада, не подтвержденная конкретикой. Американцы сейчас прячут свои «самолеты-невидимки» от реальных боевых условий, испытывают лишь в полигонных действиях, не подставляя под воздействие сил ПВО, а уж тем более не допуская реального воздушного боя.

Как отмечает уже упомянутое немецкое издание Stern, «в последние годы проявляются признаки того, что эра невидимых самолетов может подойти к концу». Эксперты считают, что технология «стелс» поглощает лишь радиолокационное излучение обычных радиолокационных станций. То есть невидимый все-таки очень даже видим, а иллюзия «самолетов-невидимок» может столкнуться с разочаровывающей реальностью. Особый фактор здесь — средства РЭБ, которые способны просто «ослепить» всю электронную начинку истребителя и сделать его беспомощным, «зависшим» компьютером без возможности перезагрузки.

svpressa.ru


Поделиться

Читайте также

Загрузка...

Комментарии

Комментарии для сайта Cackle

Новости партнеров