Освоение космоса. Действительно ли Россия уступает США и Китаю

Поделиться

© РИА Новости / Григорий Сысоев

Родину Гагарина ждет острое соперничество на орбите

12 апреля, День космонавтики, мы празднуем с двояким чувством. С одной стороны, до сих пор испытываем гордость за подвиг наших соотечественников, первыми покоривших околоземную орбиту.

С другой стороны, никуда уже не деться от новостей о хищении более 1,6 млрд. рублей в Роскосмосе и Ростехе. Этот факт был выявлен Генпрокуратурой 9 апреля, прямо накануне праздника. В комментариях значится нецелевое расходование средств, нарушение сроков исполнения контрактов, завышение стоимости работ и многое другое.

Справедливости ради, стоит отметить, что обстановка вокруг Роскосмоса не сплошь негативная. Она, скорее, неоднозначная: на один положительный факт сразу же находится отрицательный.

Например, по данным «Комсомольской правды», стране удалось заработать более $ 3 млрд., доставляя на МКС астронавтов из США. На российских кораблях «Союз». Причем в планы NASA входит продолжение этого сотрудничества — и это радует.

Однако тут же в интервью газете глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин прямым текстом говорит о том, что если бы деньги, которые были заработаны на полетах этих астронавтов, были израсходованы эффективно, «то, наверное, мы бы сейчас уже имели новый пилотируемый корабль». Вместо этого мы читаем о хищениях.

Более того, по данным ТАСС, иностранные спутники поставляют около 80% метеорологических данных, которые ложатся в основу прогнозов погоды: тех самых, которые мы с вами видим каждый день. Российских аппаратов с подобным функционалом до сих пор не создано, как со времен СССР не создано и действительно инновационных ракет-носителей. А ведь прошло уже 30 лет.

Впрочем, в том же интервью прессе утверждается, что «на „Союзе“ цена кресла для туриста вдвое ниже, чем на корабле Маска. Если они (SpaceX — прим. ред.) хотят развивать космический туризм, то должны понимать, что иностранным туристам они должны предложить заплатить в два раза больше, чем эти туристы могут заплатить Роскосмосу за то же самое».

Конкретная цена такого полета не называется, в то время как Илон Маск уже опубликовал ставший невероятно популярным твит о том, что стоимость такого полета от SpaceXсоставит $ 100 тыс.- $ 500 тыс. Цена, вполне сопоставимая с квартирой в Москве. Тем более, что обратный билет обещают сделать бесплатным.

Америка: эра частных компаний

SpaсeX привлекает всеобщее внимание испытаниями пилотируемого корабля CrewDragon, которые продолжатся уже этим летом, а также экстремально-дешевыми, пусть пока и тестовыми, запусками ракеты Falcon Heavy.

В данном контексте, опыт Tesla, которая под руководством Илона Маска сумела наладить производство современных электрокаров всего от $ 35 тыс., вполне может пригодиться.

Кстати, конкуренты уже наступают на пятки: через несколько месяцев в свой первый полет без экипажа должен отправиться корабль Starliner компании Boeing.

Не отстает и Джефф Безос, основавший Amazon, а позже и космическую компанию-разработчика BlueOrigin. Согласно заявлениям, их аппарат New Glenn способен выводить на орбиту до 45 тонн груза, причем запуск планируется уже в следующем году.

По отчетам, опубликованным на официальном сайте, компании Amazon удается не только наращивать прибыль, которая по итогам 2018 превысила 10 млрд., но и создавать новые продукты, которые оказываются эффективней и дешевле, чем у конкурентов.

Делать ставку именно на этом аспекте весьма разумно, ведь частной компании жизненно важно оставаться прибыльной, чтобы выжить. В послужном списке Amazon — прорывы в онлайн-коммерции, облачных вычислениях и искусственном интеллекте. Теперь мы видим стремление применить свои знания, успешный опыт и финансы на новом поприще.

Да, SpaceX и BlueOrigin являются частными компаниями, не представленными на бирже, в отличие от Boeing, но все же успехи Маска и Безоса инвесторы неизменно транслируют на котировки TeslaMotors и Amazon. Например, по следам огневого испытания SpaceXракеты 25 января, акции компании прибавили в стоимости около 15%, поднявшись до $ 320.

Китай: работа на опережение

С каждым годом Китай удивляет все больше. По данным GlobalTimes, к началу XXI века КНР занимала третье место по потенциалу среди космических держав, а в 2018-м так и вовсе выбилась в мировые лидеры, произведя 37 запусков за год: больше, чем Россия и США.

Пока остальные страны «ломают копья» в Twitter и на страницах ведущих СМИ, с космодрома Сичан в юго-западной провинции Сычуань 3 января был запущен космический аппарат «Чанъэ-4». Как сообщает ТАСС, он совершил мягкую посадку на обратной стороне Луны, а спустя несколько часов прислал оттуда первый снимок.

Выступая на конференции, посвященной освоению Китаем космического пространства, заместитель главного руководителя проекта по освоению Луны У Яньхуа сказал, что первую исследовательскую миссию на Марсе они начнут примерно в 2020 году. Если учесть, что в провинции Цинхай уже работает «марсианская деревня» в натуральную величину, планы Китая выглядят весьма реалистичными.

Здесь авиакосмические компании также являются государственными. Однако обратите внимание на бизнес-подход: цели Китая — вовсе не демонстрация успехов и развитие науки. Там мы видим вполне конкретный бизнес-план. Более того, холдинговая компания China Aerospace International HoldingsLtd. котируется на бирже в Гонконге (тикер 0031. HK), т.е. ставит во главу угла вопросы прибыли и бизнес-перспектив, а не только престиж.

Причины национальной просадки

Вице-премьер Юрий Борисов дал комментарий для РИА «Новости», заявив, что Россия опустилась на третье место по числу космических пусков, уступив Китаю и США.

Так в чем же причина?

На мой взгляд, главным фактором выглядит «отсутствие конкуренции» в представлении Роскосмоса: слишком долго Россия оставалась неоспоримым лидером на космической арене и успела к этому привыкнуть. Хотя многие годы это было действительно так, сейчас все изменилось. Данный факт нужно либо принять и как можно быстрее влиться в современный ритм разработок, либо продолжать читать неутешительные новостные сводки.

Пока же наиболее привлекательными для инвесторов представляются акции американских и китайских компаний, однако если Роскосмосу действительно удастся раньше (и дешевле) других запустить космический туризм, это станет новым Днем космонавтики, который мы будем готовы точно также отмечать каждый год.

svpressa.ru


Поделиться

Читайте также

Главное в сети

Загрузка...
Загрузка...

Комментарии

Комментарии для сайта Cackle

Интересное в сети