«Путинизм» не заменит социальных реформ

Поделиться

© ТАСС

Адресатом статьи про «глубинное понимание Путиным народа» был один конкретный человек

Бывший замглавы Администрации президента, создатель термина «суверенная демократия» Владислав Сурков опубликовал статью о том, как он видит Россию в ближайшее десятилетие, под названием «Долгое государство Путина».

Сурков в очередной раз обрушился на идеалы западной демократии, назвав «иллюзию выбора» «коронным трюком западного образа жизни». Кризис западного государства привел к «полной утрате интереса к дискуссиям на тему, какой должна быть демократия и должна ли она в принципе быть». Помощник президента РФ утверждает, что в этой исторической логике современное российское государство достаточно эффективно.

«Сложившаяся модель политического устройства явится эффективным средством выживания и возвышения российской нации на ближайшие не только годы, но и десятилетия, а скорее всего и на весь предстоящий век», – пишет Сурков.

Он также намекает на то, что действующая в России политическая модель вполне может быть привлекательна для иностранцев.

«Между тем интерес иностранцев к русскому политическому алгоритму понятен – нет пророка в их отечествах, а все сегодня с ними происходящее Россия давно уже напророчила», – пишет он.

Далее Сурков выводит понятие «путинизма», как чего-то инновационного не только для России, но и для всего мира.

«Необходимо осознание, осмысление и описание путинской системы властвования и вообще всего комплекса идей и измерений путинизма как идеологии будущего. Именно будущего, поскольку настоящий Путин едва ли является путинистом, так же, как, например, Маркс не марксист и не факт, что согласился бы им быть, если бы узнал, что это такое. Но это нужно сделать для всех, кто не Путин, а хотел бы быть, как он. Для возможности трансляции его методов и подходов в предстоящие времена», – пишет он.

По словам Суркова, модель путинизма только набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу. Владимир Путин в исторической перспективе получит статус «отца-основателя».

«Выход ее на полную мощность далеко впереди, так что и через много лет Россия все еще будет государством Путина, подобно тому как современная Франция до сих пор называет себя Пятой республикой де Голля, Турция (при том, что у власти там сейчас антикемалисты) по-прежнему опирается на идеологию «Шести стрел» Ататюрка, а Соединенные Штаты и поныне обращаются к образам и ценностям полулегендарных «отцов-основателей», – пишет Сурков.

Для самой России модель путинизма уже стала одной из основных моделей государства, уверен помощник президента.

«Русской истории известны, таким образом, четыре основные модели государства, которые условно могут быть названы именами их создателей: государство Ивана Третьего (Великое княжество/Царство Московское и всей Руси, XV–XVII века); государство Петра Великого (Российская империя, XVIII–XIX века); государство Ленина (Советский Союз, ХХ век); государство Путина (Российская Федерация, XXI век). Созданные людьми, выражаясь по-гумилевски, «длинной воли», эти большие политические машины, сменяя друг друга, ремонтируясь и адаптируясь на ходу, век за веком обеспечивали русскому миру упорное движение вверх», – пишет он.

Основой путинской модели власти Сурков называет некий «глубинный народ» и умение Путина и его системы правильно «слышать и понимать народ, видеть его насквозь, на всю глубину и действовать сообразно».

Статья Владислава Суркова сама по себе стала заметным политическим событием, ее активнейшим образом обсуждали политологи, наблюдатели, блогеры и Telegram-каналы.

«Очень, очень красивая статья Суркова», – коротко прокомментировал публицист Максим Кононенко, который в середине нулевых вел передачу «Реальная политика» вместе с бывшим при Суркове советником главы Администрации президента Глебом Павловским.

«Никак не мог понять – что мне напоминает статья Суркова, где я это все уже читал…А, ну конечно, это рассуждения германских лидеров прошлого века в 30-е годы, объяснения, почему Третий рейх обязательно будет тысячелетним. Только «тысячелетний» Третий рейх с такой философией просуществовал недолго. На что намекаете, Владислав Юрьевич? Или, точнее, на кого?» – отреагировал главред «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

Журналист Сергей Доренко увидел в статье Суркова «присягу» на верность президенту РФ. Подобные клятвы, считает журналист, время от времени должен давать каждый крупный чиновник. Полагается она и Суркову, который все еще находится в обойме, занимаясь ДНР, ЛНР, Абхазией.

Однако если Сурков оценивает политическую модель России скорее как нечто более прогрессивное, то Доренко называет ее регрессом. А интерес к ней со стороны европейцев он объясняет тем, что Европа деградирует в новый феодализм, а Россия уже «на дне ада».

«Просто весь мир избывает – доедает – изничтожает средний класс, весь мир движется к неофеодализму и управлению государствами, как неофеодальными орденами (типа военных орденов Средневековья). А Россия ждёт всех уже на дне ада, потому что мы никогда не переставали быть средневековой страной с феодальным устройством общества», – пишет он.

Некоторые эксперты обращают внимание на иные аспекты статьи Суркова. Так, политолог Константин Калачев видит в публикации претензию Суркова «на роль главного российского политического философа современности».

«Путинизм – не теория, путинизм – практика. Попытки описать его как самостоятельный интеллектуальный феномен в контексте европейской и российской политической философии интересны, если они носят прикладной характер. Для этого Сурков слишком заумен. Насколько этот феномен самостоятелен, насколько это вообще феномен – другой вопрос. Судить о чем-то уверенно можно лишь по прошествии достаточного времени, с позиций истории. Остальное – пропаганда или контрпропаганда», – комментирует Калачев.

Политолог Николай Миронов обращает внимание на то, что «глубинным народом» и «народностью», возможно, Сурков предлагает подменить социальное государство и социальную политику, которые стремительно исчезают. Однако он уверен, что это просто не сработает.

Это пытался применить вместо отмены крепостного права Николай I – не сработало

«Думаю, он уже не будет работать. Это все пройдено. И не сработало. Александр III и Николай II вместо социальных реформ – не сработало. Путин? История покажет, но протесты уже есть. Каждый раз подмена нормальных социальных реформ народностью кончалась плохо», – говорит Миронов.

Время сложных вещей прошло, считает бывший пресс-секретарь «Единой России» Андрей Родкин, и саморазрушение существующей системы уже не остановить «умными объяснениями».

«Прекрасная статья, прекрасная игра ума автора, глубинный философский подход. Не иронизирую. Только саморазрушение существующей системы достигло критических масштабов, и никакими умными объяснениями не помочь. Приходит время простых вещей: например, не может столица жить настолько богаче, чем остальная страна. Не могут быть приоритетами громкие проекты, а не методичное развитие территорий», – говорит он.

«Как бы автор ни давил своим действительно могучим интеллектом, явно прослеживается главный посыл: путинское государство устойчиво и неудержимо набирает обороты, становясь все более эффективным. Именно так Владислав Юрьевич призывает оценивать происходящее вокруг нас. У огромной части самых разных слоёв населения ощущение абсолютно обратное: нарастает деградация. И у меня такое же ощущение. Видит Бог – безумно хочется ошибиться и публично признать себя ослом. Но закрывать глаза и верить словам – уже преступно», – добавляет он.

Большинство же экспертов сошлись во мнении, что адресатом статьи была не российская публика или российские элиты, а один конкретный человек.

nakanune.ru


Поделиться

Читайте также

Загрузка...

Комментарии

Комментарии для сайта Cackle

Новости партнеров

Рекомендуем