ГлавноеАналитикаСША тогда уйдут из Афганистана, когда обеспечат там позиции для ИГ

США тогда уйдут из Афганистана, когда обеспечат там позиции для ИГ

Опубликовано

В последние дни настолько распространились разговоры про мир между США и Талибаном, что невольно напрашивается мысль даже не о двойном, а о тройном дне политических манёвров Вашингтона

Новости из Афганистана давно стали носить некий факультативный характер. Что-то происходит? Там всегда что-то происходит. Но хотя бы значимое? Да так… Стабильности нет. Террористы захватили… Ну не самолёт — район. Или тюрьму. Хотя постойте, тюрьмы у нас теперь захватывают американцы, чтобы освободить оттуда своих дружков из «Исламского государства». Впрочем, неважно: что ИГ — запрещённая в России организация, что Талибан, в чьей тюрьме халифатчики сидели, — запрещённая в качестве террористических… Конечно, забавно по-своему, что американцы выдирают одних террористов из рук других террористов, но всё равно события локальные, никому не интересные.

Новости партнеров

Однако в последнее время…

В последнее время за этими событиями обозначил своё присутствие относительно новый фактор. Судя по комплексности поступающей информации, американцы действительно либо достигли, либо очень близки к достижению договорённости с талибами. И если без дипломатических увёрток, то договорённости эти просты: США выводят из Афганистана войска, а талибы дозволяют Вашингтону сохранить лицо. Тем, что не сразу повторят Сайгон 1975 года с художественной резнёй глоток должностных лиц проамериканской администрации, а дадут им честно эвакуироваться. И не на последнем вертолёте с крыши американского посольства, когда придётся, как в Сайгоне, бить каблуком по пальцам цепляющихся за машину бывших союзников, а хотя бы в составе охраняемой колонны.

Но, в общем, не это главное — не сохранность жизней тех, кто прислуживал и обслуживал США. Когда это американцам было жалко отработавшую своё клиентелу?

Главное в том, что приход талибов к реальной власти должен будет неизбежно поменять всю политическую и геополитическую картину в Афганистане и вокруг него. И янки не были бы янки, если бы не озаботились в том новом дивном мире максимальным затруднением жизни для своих геополитических конкурентов и максимальным обеспечением собственного доступа к контролю и управлению будущими процессами.

Это чтобы иллюзий не было. Американцы не уйдут. Они всего лишь выведут войска. Избавят себя, иначе говоря, от давно докучающего обременения. Но после этого постараются сделать всё, чтобы все оставшиеся держали кинжалы у горла друг друга. А США всем помогали договориться и установить гуманную демократию.

Демократия будет выглядеть демократично

Чтобы понять, что это будет за демократия, достаточно посмотреть, что происходит в Афганистане по факту.

Новости партнеров

Факты.

Талибан надёжно контролирует уже больше 50% афганских регионов. Если к этому числу прибавить те, где у талибов так называемая ночная власть, таких будет, по оценкам экспертов, 75-85%. Разноголосица большая, так как и данные неполные, точнее, очень подвижные, и критерии подчас спорные.

Скажем, в одном районе полиция по ночам запирается, пока власть на улицах вершат талибы, а в другом — сама днём служит правительству, а ночью Талибану. Чей эффективный контроль над местностью? А если добавить, что господствует над районом банда, она же армия, полевого командира Залмана Халиля, которому правительство платит за то, чтобы формально считать его территорию своей, а он платит талибам, чтобы те тоже признавали его своим, чьей это будет территорией?

Второе. Американские войска сидят по своим базам, очень редко и по очень высокому приказу высовывая оттуда нос. Снабжение их осуществляют частные военные компании, причём каждая операция рассчитывается практически как военная. Боевые действия кое-как ведёт лишь авиация — и действительно кое-как. Чтобы поддержать правительственные войска или помочь им отбить нападение.

Третье. Талибы — прежде всего пуштуны по национальности. Раньше Талибан действительно был идеологическим движением, соотносимым с «Аль-Каидой». Но уже в ходе его борьбы за Афганистан в середине 1990-х годов это движение начало принимать постепенно, но неуклонно национальный характер: ибо, на вкус пуштунов, в тогдашнем афганском руководстве было слишком много таджиков. И узбеков. Их, к слову, и сегодня много: из того же времени персонажи, вроде соратника Ахмада Шаха Масуда доктора Абдуллы Абдуллы, таджика, или же хотя и рассорившегося с государственным руководством, но оставшегося в правящей элите узбекского генерала Рашида Дустума. Для пуштунов это обида, ибо в Афганистане люди первого сорта, по их мнению, понятно кто.

Четвёртое. Афганская правительственная армия мотивации сражаться не имеет, так как смотрите предыдущие три пункта. Она — пуштунская, она не любит американцев, она не знает, за что должна умирать, она не хочет сражаться со своими. У неё нет даже той идеи, что была у афганской армии во время пребывания в стране советских войск, а уже тогда иллюзий у знающих людей не было: сарбоз ненадёжен и даже не предаст при случае, а просто перейдёт на сторону своих.

Какая на этой основе получится демократия под талибами, ясно…

Прогноз на прошлое

Новости партнеров

Из этого понятными и прозрачными становятся сообщения о действиях в Афганистане как американцев, так и неведомо кого, невозбранно летающего по небу, тотально контролируемому американцами.

Вот, скажем, заместитель министра внутренних дел России Игорь Зубов информирует, что неизвестные вертолёты перебрасывают боевиков ИГ из Пакистана на границу Таджикистана. Ерунда, ибо где Афганистан, а где МВД РФ? Может быть.

Но вдруг нарисовывается близ того же Таджикистана некто Гулмурод Халимов — военный министр ИГ, бывший полковник таджикского ОМОНа, присоединившийся к халифату весной 2015 года. И (вот ведь загадочное событие!) руководивший обороной Мосула, глухо окружённого иракской армией и американским спецназом, но поистине чудесным образом вырвавшийся из кольца! Не тем же ли образом, что командиры ИГ, защищавшие Ракку и вывезенные оттуда под присмотром американских военных и ЦРУшников, когда оборона потеряла военный смысл? Как бы то ни было, Халимов сегодня считается командующим вилайета Хорасан — филиала ИГ в Афганистане и Пакистане, а ходят под ним до шести тысяч боевиков.

И неизвестные вертолёты возят им что-то в район границы с Таджикистаном. Горной границы, надо отдельно отметить. То есть той, что на Памире, где живут люди, не очень-то олицетворяющие себя с таджиками туркестанскими и прекрасно помнящие многие эпизоды войны «вовчиков» с «юрчиками» сразу после развала Советского Союза…

Дальше просто. Известно, что Талибан ведёт суровую битву с ИГ на территории Афганистана. Особенно ожесточённо она проходит в северных регионах, где у «халифатчиков» под контролем находятся значительные территории.

И ведь что при этом примечательно. Талибан, напомним, стал из идейно-террористического национальным военно-политическим объединением пуштунских племён. И его вождям совершенно не претит раздавать заверения, что их, кроме контроля над Афганистаном, больше ничего не интересует. И они готовы дать гарантии, что на «российскую» Среднюю Азию нападать не будут.

Понятно, что гарантии эти — восточные, что вообще вера в клятвы на Востоке — дело гиблое. Но интересы пуштунов действительно лежат всё равно что полностью на юге и юго-востоке — в Зоне племён в Пакистане и связанных с ней Афганистане как национальном государстве пуштунов и Белуджистане, который, по мнению пуштунов, обладает тем же статусом, но оккупирован Пакистаном.

И вот в этих обстоятельствах на севере страны американский спецназ освобождает из талибской тюрьмы полевых командиров ИГ. Вертолёты неизвестной принадлежности развозят оружие и бойцов по территориям, где проживают таджики и узбеки, с недоверием относящиеся к пуштунам, а потому обречённые принимать всех, кто будет противостоять пуштунскому Талибану. А значит, поддерживать и вождей, готовых не только биться с Талибаном, но и насаждать исламистский террористический порядок на сопредельных территориях российского Туркестана и китайского Синьцзяна.

И этих вождей американцы вытаскивают из зинданов, кормят, оплачивают, вооружают. И направляют…

tsargrad.tv





Разведка боем, или Когда закончится «война»

Когда-то очень давно я стал свидетелем монолога прапорщика, старшины роты, который отчитывал своих подчинённых за какой-то «косяк» по службе. В принципе, дело обычное. В...

Алексей Живов. Паспорта для русских

Опытным путем мы установили, что действующие правила приобретения гражданства позволяют приобретать его, соблюдая некий набор правил. Как и любую систему с правилами, эту можно взломать....

Александр Зимовский. Ловушка для хохлов

Все средства ведения войны Украиной сегодня находятся в США/НАТО. Единственное средство ведения войны, которое на сегодня осталось в распоряжении Киева — это рабсила, мобилизационный контингент,...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Раздача паспортов и украинская «верность»

После того, как Арестович* сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в...

«Все правильно сделал Путин»: Россия отобрала заводы у Bosch и Ariston. Кто на очереди?

Евросоюз бьется в истерике, а мы спокойно готовимся прибирать к рукам европейские банки Не успел...

На Западе решили взять с России репарации авансом

Обозреватель Reuters Хьюго Диксон похвастался, как он вместе с представителями американского истеблишмента придумал новый...