ГлавноеАналитикаГеография друзей. Кто предпочел российское оружие для войны с США и их...

География друзей. Кто предпочел российское оружие для войны с США и их союзниками

Опубликовано

Россия занимает почти четверть мирового рынка оружия. Только за прошлый год подписано 1100 контрактов на поставки 40 государствам

Россия традиционно является одним из ведущих поставщиков современного и высокотехнологичного оружия. По темпам его производства мы уступаем разве что Соединённым Штатам. Наши истребители, танки, зенитно-ракетные комплексы, артиллерийские системы и вертолёты вызывают настоящий ажиотаж на международном рынке. Оборонные ведомства многих стран выстраиваются в очередь за право купить ЗРК С-400 или истребители Су-30.

Новости партнеров

Причин такой популярности несколько. Во-первых, хорошую рекламу нашему оружию сделали Америка и её европейские союзники, на примере Ирака и Ливии показавшие, что бывает со странами, не умеющими сбивать современные самолёты и топить современные корабли, хотя бы эсминцы. Российская же кампания в Сирии, наоборот, продемонстрировала, что у наших военных есть всё необходимое, чтобы в кратчайшие сроки разгромить орды хорошо подготовленных и экипированных боевиков и выиграть, казалось бы, безнадёжно проигранную войну.

Санкции как тест на прочность

Немаловажно и то, что Россия, в отличие от западных конкурентов по оружейному рынку, никогда не лезет во внутренние дела покупателей, не навязывает им политические стандарты и не пытается научить жизни. Плати и пользуйся. Всё просто.

Существенную роль играет и репутация. Ещё со времён СССР наше оружие славится высокой эффективностью и непревзойдённой надёжностью. Благодаря сочетанию этих факторов Москва оказалась идеальным партнёром для всех стран, оказавшихся за бортом элитного клуба «Большой семёрки», но при этом сохранивших представления о национальных интересах и суверенитете. По большому счёту, Запад сам создал колоссальный спрос на «русскую дубину», с помощью которой можно отбиться от капиталистических хищников.

В ноябре 2017-го портфель заказов Рособоронэкспорта составлял 45 миллиардов долларов, а в ноябре 2018-го превысил 50 миллиардов. Выручка от продажи оружия на внешнем рынке за прошлый год почти не увеличилась, оставшись на уровне 16 млрд. А вот объём новых контрактов вырос значительно: 19 млрд в прошлом году по сравнению с 15 миллиардами 2017-го.

Тем не менее прошлый год интересен не только тем, что у нас купили больше оружия. В 2018-м российская оружейная отрасль прошла очень жёсткий тест на прочность: Штаты вышли на качественно новый уровень противодействия Рособоронэкспорту, приплюсовав к санкциям против наших компаний запугивание и прессинг в адрес наших иностранных покупателей. И, к сожалению, добились на этом поприще определённых успехов.

Партнёр номер один

Новости партнеров

Главный российский партнёр на международном рынке — Индия. В октябре прошлого года Москва и Нью-Дели подписали соглашение о поставке пяти полковых комплектов (то есть 10 дивизионов) С-400. Это крупнейшая сделка в истории Рособоронэкспорта: её общая сумма — свыше пяти миллиардов долларов.

Ещё одна особенность контракта — то, что стороны договорились производить расчёты в рублях. А значит, Индия должна будет купить некоторое количество российской валюты у нашего же ЦБ или наторговать нужный объём средств на российском рынке. В любом случае интерес иностранного государства к рублю хоть немного, но укрепит позиции нашей валюты.

Вторым суперконтрактом 2018-го стало соглашение о строительстве для индийских ВМС четырёх фрегатов проекта 11356. Соглашение предусматривает постройку двух кораблей на российских верфях и ещё двух — в Индии. Детали сделки не разглашаются, но известно, что поставка первых двух фрегатов принесёт России 950 миллионов долларов. Близкие к отрасли источники также сообщили, что три из четырёх кораблей будут строиться не с нуля. Индийцы согласились оплатить достройку неоконченных фрегатов «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», корпуса которых находятся на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде, и буксировку в Индию «Адмирала Корнилова» с последующей его достройкой на верфи в Гоа.

В итоге Россия более чем за миллиард долларов продала три недостроенных фрегата, остовы которых могли на многие годы застрять на стапелях. Вместо горы ржавого металла страна получила живые деньги, рабочие места, заказы для десятка смежных предприятий. Браво!

Также было подписано соглашение о поставке крупной партии переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла». Точная сумма сделки неизвестна, но эксперты полагают, что Москва получит за «швейные принадлежности» порядка 1,5 млрд долларов. Кроме того, индийцы купили 240 авиационных бомб, заплатив за них $200 миллионов.

Вообще, отношения с Индией отличаются не только размахом сделок, но и беспрецедентно высоким уровнем доверия, которым Нью-Дели пользуется у Москвы. Связано это в первую очередь с тем, что у России и Индии просто нет таких точек пересечения, где их интересы входили бы в серьёзное противоречие. К тому же Индия уважительно относится к чужой интеллектуальной собственности и не кидается разбирать и копировать каждую купленную новинку, как это делают некоторые другие товарищи и партнёры (не станем показывать пальцем).

Поэтому Москва очень либерально относится к локализации производства российского оружия в этой стране. Так, в феврале 2017-го Россия продлила индийскую лицензию на производство танков Т-90С. К настоящему моменту в распоряжении индийских танкистов находится уже 900 машин такого типа, частично купленных у нас, а частично произведённых собственными силами.

При этом Минобороны Индии с 2015 года заявляет о намерении заменить 2000 устаревших танков «Аджайя», являющихся глубокой модернизацией советских Т-72. Список требований, предъявляемых индийскими военными к новой машине, практически совпадает с характеристиками Т-90. И, стало быть, в ближайшие годы страна либо расширит выпуск лицензионных машин этого типа, либо начнёт закупать бронетехнику на базе «Арматы».

Новости партнеров

Ходят упорные слухи, что стороны, скорее всего, договорятся о поставках некой упрощённой версии Т-14, а значит, весьма недешёвая в разработке и производстве машина начнёт «отбивать» вложенные в неё деньги. По предварительным данным, индийцы собираются купить около 1770 «Армат» в варианте танка, что сделает бронетанковые силы главного индийского антагониста — Пакистана, — частично укомплектованные украинскими Т-80УД, почти беспомощными перед бронированными армадами. Россия же получит от сделки около 4,5 миллиардов долларов.

Будет ли подписан танковый контракт в этом году, точно сказать нельзя. Зато известно, что в 2018-м стороны не успели оформить соглашения о поставке 220 тысяч автоматов Калашникова и 48 вертолётов Ми-17. Они, скорее всего, будут подписаны до конца года и тоже принесут российской экономике многомиллиардные прибыли.

Наконец, индийцы уведомили холдинг «Вертолёты России» о желании приобрести 200 многоцелевых вертолётов Ка-226Т. Не исключено, что, как и в других сферах, вопрос будет решён в ключе совместного производства.

Южная дуга: от Египта до Индонезии

Другие азиатские страны, хоть не закупают российское оружие в объёмах, сравнимых с индийскими, но тоже не скупятся на нужные им системы. В прошлом году начались поставки бронетехники Ираку. Багдад и Москва ещё в 2016-м подписали соглашение об экспорте 500 единиц бронетехники, в том числе БМП-3 и танков Т-90С. На долю последних в контракте приходится 73 машины. По неофициальным данным, Багдад заплатил за российскую бронетехнику больше миллиарда долларов. Самое примечательное, что российские танки и БМП используются для замены американских «Абрамсов» и бронетранспортёров, показавших отвратительную живучесть в боях с исламистами.

Также в 2018-м начались поставки Т-90С во Вьетнам, заказавший у нас 64 машины этого типа. Информированные источники отмечали, что это не сильно прибыльный контракт, так как вьетнамцы лишних денег не имеют, а потому стремятся заплатить за бронетехнику по минимуму.

А в конце 2019 года должна начаться лицензионная сборка Т-90С в Египте. По условиям контракта, египтяне получат 200 танков в виде машинокомплектов. Ещё две сотни машин прибудут в виде комплектов, требующих проведения сварочных работ. По условиям соглашения, египтяне до 2026 года будут ежегодно собирать по 50 танков.

Для России контракт хорош тем, что «Уралвагонзаводу» и его смежникам придётся произвести полный набор деталей, силовых агрегатов, оружия и брони почти на полтысячи машин. Сборка танков в Египте «украдёт» у наших оружейников довольно большой объём работ, но это вполне приемлемая цена за стабильные заказы на семь лет вперёд.

Несмотря на большой успех российского оружия на азиатском и африканском рынках, не обошлось в прошлом году и без неприятных сюрпризов. Под конец года СМИ сообщили, что Индонезия, один из старейших и довольно щедрых покупателей нашей оборонной продукции, скорее всего, отложит покупку 11 истребителей Су-35. Причиной предполагаемого срыва контракта стали угрозы со стороны США, пообещавших ввести санкции против островного государства, если Джакарта приобретёт российские истребители.

Масштаб сделки специалисты оценивали в 1,1 млрд долларов. Если соглашение всё-таки будет подписано, оно станет по-настоящему прорывным в отношениях двух стран. Ведь с 1992 года Джакарта купила в России оружия «всего» на 2,5 миллиарда долларов. Как будет развиваться ситуация, пока непонятно: с одной стороны, официальный представитель ВВС Индонезии Новян Самёга заявлял журналистам, что контракт может быть расторгнут, с другой — посол Индонезии в Москве Мохаммед Вахид Суприяд уверял прессу, что соглашение остаётся в силе.

В аналогичном подвешенном состоянии сейчас вопрос о покупке индонезийскими ВМС нескольких дизель-электрических подводных лодок типа «Варшавянка».

Порадовала в прошлом году и маленькая Мьянма. Бывшая британская колония решила потратиться на обновление своих ВВС и купила шесть истребителей Су-30МЭ и шесть учебно-боевых Як-130. Сумма сделки составила 300 млн долларов.

В свою очередь Лаос купил несколько десятков танков Т-72Б1. Что тут сказать? Машины, конечно, не первой свежести, но для маленькой и сильно небогатой страны, на вооружении которой до недавнего времени находились танки Т-34, это огромный шаг вперёд.

Вторжение в НАТО

Успешно реализуется и один из самых скандальных оружейных контрактов последних лет — поставка зенитных комплексов С-400 в Турцию. В отличие от индонезийских коллег, правительство Реджепа Эрдогана не испугалось американских угроз и не стало отменять договорённость. В марте прошлого года стало известно, что Москва и Анкара договорились ускорить выполнение контракта. По словам помощника президента РФ по вопросам военно-технического сотрудничества Владимира Кожина, турецкие военные смогут получить первые комплексы уже в начале 2020-го. А это значит, что их произведут в нынешнем году.

Ранее сообщалось, что за четыре дивизионных комплекта Москва получит 2,5 млрд долларов. При этом Сергей Чемезов, гендиректор госкорпорации Ростех, куда входит Рособоронэкспорт, сообщал, что Россия выдала Турции кредит на покупку комплексов в размере 55% от стоимости контракта. Иными словами, Анкара заплатит за «Триумфы» чуть больше миллиарда из своих денег, а остальное будет должна. Остаётся надеяться, что российское руководство по старой привычке не спишет этот долг ради хороших отношений.

К слову, Турция станет второй страной НАТО, воздушное пространство которой будут охранять российские ПВО. Первопроходцем в этом направлении выступила Греция. Ещё в начале 1990-х власти республики решили, что им нужны комплексы, способные гарантированно сбивать самолёты коллег по альянсу. Выбор пал на советские ЗРК С-300ПМУ-1, «Тор-М1» и «Осу». В 2017-м Москва и Афины подписали соглашение о поставке запчастей и сервисном обслуживании этих комплексов на 16,6 миллионов евро с завершением работ в 2019 году. В апреле 2018-го было заключено межгосударственное соглашение о продлении срока службы греческих систем вооружений. Судя по всему, в рамках этого соглашения российские специалисты проведут модернизацию изрядно устаревших комплексов.

На этом фоне не так уж сложно понять, из-за чего так сильно «пригорает» у Госдепа. Если дело и дальше пойдёт такими темпами, то в обозримой перспективе американским самолётам станет опасно появляться над территориями собственных союзников: в случае начала очередной гуманитарной бомбардировки никакие аппаратные закладки не спасут звёздно-полосатых летунов.

Затаившийся дракон

Сотрудничество России с Китаем похоже на гигантский айсберг: над поверхностью возвышается лишь верхушка, и при этом ясно, что под водой находится некая громада, но о её реальных очертаниях остаётся лишь гадать.

Глава Ростеха ранее сообщал, что на долю Пекина приходится примерно 15% российского оружейного экспорта. В ноябре 2018-го на площадке авиасалона Airshow China стороны подписали три крупных контракта, однако их содержание стало военной тайной. Журналистам не сообщили ни о предмете купли-продажи, ни даже о приблизительных объёмах сделки.

Из актуальных контрактов, о которых имеется информация в открытых источниках, известно о покупке КНР крупной партии ЗРК С-400 и 24 истребителей Су-35. Первый контракт был заключён ещё в 2014 году, однако поставка первого полкового комплекта «Триумфов» была произведена лишь в апреле 2018 года. Известно, что Китай купил два полковых комплекта, заплатив за них около трёх миллиардов долларов. Покупка партии истребителей обошлась Пекину ещё в $2,5 млрд. В ноябре прошлого года стало известно, что Россия передала заказчику последнюю партию из 10 машин. Окончательно контракт будет закрыт в 2020-м.

* * *

Только за прошлый год Москва подписала 1100 контрактов на поставку оружия 40 государствам. Военно-техническое сотрудничество установлено с 100 странами, а российская доля на мировом рынке поднялась до 23%.

Безусловно, по объёмам продаж и сумме контрактов мы пока уступаем Штатам. Но если американцы вынуждены выкручивать союзникам руки, заставляя тех покупать чудовищно дорогое и условно эффективное оружие, то российские вооружения, наоборот, раскупаются вопреки риску попасть под санкции со стороны гегемона. По сути, Россия уже выиграла экономическую и технологическую битву за мировой оружейный рынок, поэтому США не остаётся ничего другого, кроме как использовать политические методы воздействия для удержания своих позиций. Перед Россией, что примечательно, тоже стоит эта задача, но решать её мы будем принципиально по-другому.

tsargrad.tv





«Россия показала высший пилотаж». С чем столкнулись украинские военные

Потребности ВСУ в пополнении увеличиваются с каждым днем, однако с новобранцами в стране туго. Мужчины всеми силами уклоняются от службы в армии, а президент...

Ростислав Ищенко. Россия против Запада: гонка на выживание

Я всегда говорил и буду говорить, что силовые методы во внутренней и внешней политике — последний довод. Не невозможный, не запрещённый, не аморальный, а...

На карте Запорожья виден новый котёл: ВСУ возводит две тысячи км обороны

После падения Авдеевки – пожалуй, одного из наиболее укреплённых мест на Земле – ВСУ перебросили на это направление огромное количество резервов. Противник сумел предотвратить...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Эпоха перемен

Многие международно-политические проблемы сегодняшнего дня (если не большинство их) связано с абсолютным непониманием глобальными элитами смысла...

Кара за «Крокус Сити Холл»: Генерал Буданов погибнет так же, как генерал Дудаев в 1996 году

С понедельника перед руководством Украины отчаянный выбор: безвылазно жить как кроты — или мгновенно...

Как Россия готовится к большой войне

Многие телеграм-каналы возрадовались, что пресс-секретарь президента Дмитрий Песков наконец-то произнёс слово "война": СВО, мол,...