ГлавноеАналитика"Сошел с небес на землю". Какие уступки французы выбили у Макрона

«Сошел с небес на землю». Какие уступки французы выбили у Макрона

Опубликовано

Почти месяц продолжаются массовые протесты во Франции — сотни пострадавших, городской инфраструктуре нанесен ущерб в миллионы евро. Президент Эммануэль Макрон ввел «экономическое и социальное чрезвычайное положение», по сути, пойдя на уступки протестующим. Однако риторика французских властей показывает: когда все успокоится, Елисейский дворец вернется к антисоциальным реформам.

Власть «принимает часть вины»

Новости партнеров

Вечером десятого декабря «президент богатых», как Макрона называют политические противники, вынужден был пойти на уступки бедным. Глава государства пообещал повысить минимальный размер оплаты труда на 100 евро, снизить налог для части пенсионеров и вывести из-под налогообложения плату за сверхурочный труд.

Предложенные меры касаются наименее обеспеченных: тех, кто живет на минимальную зарплату, и пенсионеров, чьи доходы ниже 2000 евро. Многие из них считают себя пострадавшими в результате преобразований, проведенных за последние два года президентом Франции. Он перераспределил нормы выплаты общенационального налога так, что под его действие попали пенсионеры, сократил часть субвенций для студентов и упразднил тысячи низкооплачиваемых ставок в бюджетной сфере. Протесты вынудили Макрона пойти на частичную компенсацию понесенных тогда необеспеченными французами потерь.

Однако сворачивать свои реформы он не намерен. В силе останутся решения, вызывающие особенное раздражение у «желтых жилетов»: отказ от индексации пенсий в соответствии с инфляцией, упрощение увольнений и замена налога на сверхбогатство налогом на элитную недвижимость.

При этом увеличить размер минимальной оплаты труда Макрон намерен таким образом, чтобы это «не стоило ни единого евро работодателям». Противники президента предполагают, что бремя налоговой нагрузки ляжет на плечи среднего класса, за счет которого и будут проведены обещанные социальные выплаты — их сумму госсекретарь по бюджетной политике Оливье Дюссо оценил в восемь-десять миллиардов евро.

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Юрий Рубинский назвал уступки президента Франции «не слишком крупными». «Возьмем ключевую меру — повышение минимальной зарплаты. Власти и так планировали ее поднять, чтобы угнаться за инфляцией. Не будь «желтых жилетов», повышение состоялось бы все равно, хотя, скорее всего, в более поздние сроки», — считает эксперт.

«Сложно назвать это уступками. Частично предложенные меры были заложены в его предвыборную программу», — говорит Анна Барсукова, эксперт клуба «Валдай», доцент Института гуманитарных наук БФУ имени Иммануила Канта.

Однако, несмотря на то что раздражение деятельностью Макрона не ослабевает, французы отмечают: тон президента изменился. Ранее политика обвиняли в надменности и особенно — презрительном отношении к бедным. Перед лицом массовых протестов Макрон дал понять, что услышал этот упрек.

Новости партнеров

«Я принимаю часть вины за сложившуюся ситуацию. Может быть, создавалось впечатление, что меня заботят другие вещи, что у меня другие приоритеты. Я знаю, многие из вас были задеты моими словами», — сказал президент Франции. Политические оппоненты поспешили отреагировать.

«Это большая перемена в период действия его мандата. Макрон представлял себя Юпитером, не слушал никого, ничего не принимал в расчет. Теперь он старается понять. Достаточно ли старается? Будущее покажет. А что касается уступок, то пока я просто не понимаю, откуда возьмут деньги», — заявил политик-центрист Жан-Кристоф Лагард, ранее лояльный Елисейскому дворцу, но теперь дистанцирующийся от него.

Нужны Парижу деньги

Реформы Макрона продиктованы стремлением Франции выполнить требования бюджетной экономии, на соблюдении которых настаивает Европейский союз. Париж добровольно принял на себя обязательство поддерживать бюджетный дефицит на уровне, не превышающем два процента. В соответствии с этой договоренностью Макрон урезает государственные расходы, что уже приводило ситуацию на грань политического кризиса. Так, в 2017 году хлопнул дверью начальник Генерального штаба Филип де Виллье, возмущенный сокращением фондов своего ведомства на 850 миллионов евро. Отставка военного, только что переназначенного на свой пост, обернулась скандалом — это первый подобный случай в истории Пятой республики.

Бюджетная строгость Макрона находила бы больше понимания у французов, если бы ей не сопутствовали фискальные подарки в отношении самых богатых. В 2017-м Макрон отменил налог на самые крупные состояния, ежегодно приносивший в бюджет не менее пяти миллиардов евро. В Елисейском дворце предположили, что недополученные деньги будут вложены в экономику Франции и стимулируют ее рост. Практических последствий для ВВП эта мера не возымела, зато сказалась на отношении французов к президенту.

В 2017 году рейтинг Макрона колебался на приемлемом уровне в 35-50 процентов поддержки, но с весны 2018 года начал стремительно падать. Вероятная причина — усталость от перемен, заставивших французов затянуть пояса, но так и не обеспечивших роста реальных доходов. Кредит доверия, выданный президенту при избрании, начал иссякать.

Макрон на распутье

Теперь, после того как во Франции развернулось движение «желтых жилетов», у Макрона два пути. Подобно своим предшественникам — президенту Франсуа Олланду и премьеру Алену Жюппе — глава государства может пойти на уступки протестующим, отказавшись от части своих реформ. Прецеденты такого рода в истории Франции имеются.

Новости партнеров

В 1995 году Жюппе полностью уступил требованиям железнодорожников, отстаивавших право выходить на пенсию в 55 лет. В 2013 году история повторилась: мобилизация фермеров положила конец попыткам президента Олланда обложить налогом грузовики, загрязняющие окружающую среду. В 2016 году, столкнувшись с массовыми акциями протеста против трудовой реформы, Олланд также пошел на уступки, внеся изменения в свой изначальный проект. Однако для Макрона такой путь чреват особенными опасностями, ведь он всегда критиковал Олланда за половинчатость его мер.

Другая альтернатива — ждать, пока движение «желтых жилетов» само сойдет на нет. Юрий Рубинский уверен, что именно таков выбор Макрона. «Это неструктурированное движение, которое обречено распасться, разойтись по давно существующим партиям, движениям и профсоюзам. В Елисейском дворце ждут этого. А пока «жилеты» еще в строю, отвечают им паллиативными мерами, просто чтобы снять напряжение», — полагает специалист.

ria.ru





Уничтожение харьковской телевышки создало для ВСУ ряд проблем

Российские военные в понедельник уничтожили телевышку в Харькове. По словам экспертов, ВСУ давно превратили гражданский объект в военный, установив на него системы связи ПВО...

Спонсоры хаоса

США продолжают финансировать военные конфликты по всему миру В последнее время, благодаря политике, проводимой руководством США, у многих сложилось впечатление, что понятия «война» и «демократия»...

Ростислав Ищенко. Бессмысленность украинской капитуляции

Всё больше западных аналитиков и отставных военных торопятся отметиться в качестве авторов негативных прогнозов для Украины. Неизбежность и близость украинской катастрофы настолько очевидна, что...

Читайте также

Зачем Дуров вышел из тени?

Павел вдруг решил выйти на публику - молодой, симпатичный, якобы свободный, ушедший от всех...

The Eurasian Times: Попытки ВСУ скопировать российскую тактику глиссадных авиаударов закончились провалом

Французский Hammer оказался жидковат против умных русских ФАБов ВСУ начали применять в зоне СВО планирующие...

Ростислав Ищенко. Бессмысленность украинской капитуляции

Всё больше западных аналитиков и отставных военных торопятся отметиться в качестве авторов негативных прогнозов...