ГлавноеАналитикаРостислав Ищенко. Шантаж

Ростислав Ищенко. Шантаж

Опубликовано

Россия, США и Договор по ракетам средней и меньшей дальности

Инициатива выхода из РСМД является закономерным и необходимым шагом на пути окончательного уничтожения Соединёнными Штатами той системы международной безопасности, которая начала формироваться после Карибского кризиса 1962 года. 5 августа 1963 года в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, который стал началом политики разрядки и мирного сосуществования двух общественно-политических систем. Впоследствии был подписан целый ряд других документов по безопасности, включая договоры о космосе (1967), нераспространении ядерного оружия (1968), ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), режиме использования морского дна и противоракетной обороне (1972); Хельсинкские соглашения (1975), договоры ОСВ-2 (1979), о ракетах средней и меньшей дальности (1987), по обычным вооружённым силам в Европе (ДОВСЕ, 1990) и, наконец, об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1, 1991), — в целом более двадцати международных правовых актов.

Из них в настоящее время, да и то с оговорками, соблюдается только Договор 1963 года. Остальные либо расторгнуты, либо не исполняются де-факто, либо не вступили в силу. Происходит это, прежде всего, потому, что после уничтожения Советского Союза в 1991 году эта система международной безопасности для США, получивших единоличное глобальное лидерство, стала лишним бременем, как и вся система международного права, зафиксированная после Второй мировой войны. Конечно, там, где это было им выгодно — например, в сфере стратегических ракетно-ядерных вооружений — американцы предпринимали действия, направленные на снижение российского военного потенциала: так, по договору СНВ-2 от 1993 года, который так и не вступил в силу, стороны согласились не использовать ракеты с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. По договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 2003 года Вашингтон и Москва уменьшили свои арсеналы примерно в четыре раза, а по договору СНВ-3 от 2010 года — ещё почти вдвое, что повышало роль неядерных вооружений, где технологическое превосходство и лидерство США тогда не вызывало сомнений.

Новости партнеров

Ситуация кардинально изменилась после 2015 года, когда российские крылатые ракеты морского базирования «Калибр», выпущенные из акватории Каспийского моря, поразили цели на территории Сирии. А после федерального послания президента РФ от 1 марта 2018 года, где Владимир Путин заявил о разработке для российской армии новейших систем вооружения, не имеющих аналогов у западных «партнёров», единственным вариантом сохранения военного превосходства США осталась концепция «превентивного удара» по России, который невозможен без применения баллистических ракет средней и меньшей дальности, поскольку их подлётное время до крупнейших городов РФ, включая Москву и Санкт-Петербург, при условии размещения на территориях Украины и республик Прибалтики, сокращается до полутора-трёх минут — причём никакого согласования с Евросоюзом или НАТО для такого размещения даже не потребуется, всё можно осуществить в рамках двусторонних договорённостей.

Это означает, прежде всего, то, что американцы готовы резко повысить риск начала полномасштабной ядерной войны, поскольку угроза нанесения ими превентивного удара — даже «случайного», «ошибочного» — по России, оставляет нам единственный выбор: или не наносить ответный удар и «по-хорошему» исчезнуть с лица Земли к радости агрессора, или же нанести ответный удар всем своим ракетно-ядерным арсеналом и ввергнуть человечество в полномасштабный «атомный армагеддон». То есть налицо бесцеремонный шантаж со стороны официального Вашингтона, поскольку заявление о выходе из договора РСМД никакого иного военного смысла, кроме превентивного уничтожающего удара по России, не имеет, и ссылки на «китайский фактор» с предполагаемым «параллельным» размещением новых «Першингов» в Японии или Южной Корее, здесь не проходят, поскольку КНР не имеет возможности нанести ответный неприемлемый ущерб США.

Ещё одна возможная проблема для Вашингтона заключается в том, что технологии производства ракет типа «Першинг-2» почти через два десятилетия, прошедшие с момента их уничтожения, сегодня не так легко восстановить и воспроизвести. У Америки есть возможность разместить крылатые ракеты наземного базирования, но «Томагавки» летят медленнее «Першингов» и поэтому представляют куда меньшую опасность для нашей страны и гораздо более лёгкую цель для российских систем противоракетной обороны.

Поэтому США, похоже, намерены использовать выход из Договора РСМД как потенциальный инструмент шантажа России и других стран мира, включая, например, тот же Китай, поиграть с этим, прежде всего, в политическом, а не в военном пространстве. Но это чрезвычайно рискованные игры, и само обращение к ним свидетельствует о том, что дела Америки сегодня идут далеко не блестяще.

zavtra.ru





Замминистра обороны попал на фронт борьбы с коррупцией

«Сколь веревочке не виться», – такими словами отреагировали эксперты на арест обвиняемого во взятке замминистра обороны Тимура Иванова. Как уголовное дело отразится на работе...

Очеретинский синдром: Новобахмутовка переходит под наш контроль, ВСУ убегают в Соловьево

Самостийные эксперты сравнивают события на севере от Авдеевки с прорывом украинской «Линии Мажино» Проект WarGonzo в своей «оперативке» по состоянию на утро 24 апреля пишет:...

Зеленский до сих пор не понял, почему он не еврей

Обиды президента Украины Владимира Зеленского на то, что США и страны ЕС защищают его совсем не так, как защищают Израиль, приняли комичный характер. Для...

Читайте также

Наступление на Харьков ВС РФ предваряют комбинированными ударами

Полковник Рейснер: командование ВСУ так и не решило «дилемму ПВО» Оперативная линия «Купянск — Сватово...

ВСУ с начала спецоперации потеряли почти полмиллиона солдат

Потери ВСУ с начала спецоперации ВСУ составили почти 500 тысяч военнослужащих, сообщил во вторник...

Олег Царев. Как Украина стала инструментом международного терроризма

СК РФ возбудил уголовное дело о финансировании терроризма чиновниками США и стран НАТО. По...