ГлавноеАналитикаКак Россия использует противоречия Китая и Японии

Как Россия использует противоречия Китая и Японии

Опубликовано

Три первых дня этой недели Владимир Путин проведет во Владивостоке – главным образом для участия в Восточном экономическом форуме. Самыми важными гостями которого станут Си Цзиньпин и Синдзо Абэ. Как складываются отношения в треугольнике Россия–Китай–Япония? Будем ли мы играть на противоречиях наших соседей или сумеем выстроить отношения внутри треугольника к нашей выгоде?

Поездка президента на Дальний Восток крайне насыщена – кроме совещаний и учений «Восток-2018» Владимир Путин два дня посвятит работе Восточного экономического форума. На котором в этот раз будет беспрецедентное международное представительство – руководители Китая, Японии и Монголии. Должен был быть еще и президент Южной Кореи – но в связи с подготовкой к Межкорейскому саммиту его заменит премьер-министр. Высокая делегация приедет и из Пхеньяна – наверняка на уровне главы правительства или кого-то из ближних к Ким Чен Ыну людей.

Новости партнеров

Но самым необычным станет, конечно, одновременное участие в форуме Си Цзиньпина и Синдзо Абэ – учитывая как отношения этих стран между собой, так и с нашей страной.

Отношения Китая и Японии достаточно напряженные – и, как следствие, их руководители вообще нечасто встречаются, пересекаясь только на международных форумах (отдельная встреча состоится у них и во Владивостоке). Чтобы было понятно – за почти шесть лет, что Си Цзиньпин находится у власти, он ни разу не посещал Японию.

То же самое касается и Абэ – у него не было ни одного визита в Поднебесную после того, как он возглавил японское правительство в конце 2012 года (практически одновременно с тем, как Си стал руководить Китаем). Два года назад он был в китайском Ханчжоу, но это был саммит «большой двадцатки», и поездка не имела никакого отношения к двусторонним отношениям. При этом сейчас Абэ готов поехать в Пекин, или правильнее будет сказать, что его готовы принять в Пекине, – на октябрь намечен его официальный визит в КНР.

Понятно, что на фоне отношений Абэ с Путиным, с которым они провели в понедельник уже 22-ю встречу, его контакты с Си Цзиньпином нельзя назвать близкими. Но у Путина с Си Цзиньпином было еще больше встреч за это время – и их отношения более чем доверительные. Таким образом, наш президент оказывается в идеальной для геополитики ситуации – у него есть выстроенные контакты с обоими лидерами. То есть с руководителями стран, чрезвычайно важных для России и имеющих при этом тяжелые отношения между собой.

Типичный треугольник – о котором, например, могут только мечтать американцы в своих отношениях с Россией и Китаем: сделать так, чтобы связи Вашингтона с Москвой и Пекином по отдельности были лучше, чем у них между собой. Такой «треугольник имени Киссинджера» был у них в 1970-е годы, но тогда он стал возможен благодаря тому, что СССР и КНР находились в состоянии практически полного разрыва отношений, и США сумели наладить связи сначала с Пекином, а потом и с Москвой. И пытались впоследствии играть на этом.

Но нужно ли России играть на противоречиях Китая и Японии?

Учитывать их и использовать в своих интересах – да, но не делать на это ставку и тем более не стравливать их.

Новости партнеров

Китай является нашим крупнейшим и серьезнейшим стратегическим партнером – не только в Тихоокеанском регионе, но и в мире в целом. Выбор в пользу взаимодействия с Китаем был не вынужденной реакцией на начало конфронтации с Западом, а осознанной и давно назревшей потребностью самой России. Которая не просто разворачивается на Восток – а возвращается к своему естественному состоянию евразийской державы, имеющей свои интересы как в Европе, так и в Азии. Этот процесс совпадает с тенденцией переноса центра тяжести мировой политики от Атлантики в Тихоокеанский регион, который в XXI веке будет «весить» больше и где будут происходить основные события. При этом на обоих направлениях Россия сталкивается с противодействием США, которые к тому же также решили сосредоточить свое внимание на Азиатско-Тихоокенском регионе. Поэтому от того, как будут выстроены наши отношения с Китаем, Японией и Индией (это третий ключевой игрок в АТР), зависит очень многое.

Для США ключевой задачей является сдерживание Китая – как на глобальном, так и на региональном уровнях. Для второго – кроме собственной экономической и военной мощи они хотят использовать Японию и Индию, всячески подогревая и раскручивая тамошние страхи перед Китаем. Однако Китай – при активном участии в этом России – всячески противодействует этой стратегии. Например, на индийском направлении – через вовлечение Дели в Шанхайскую организацию сотрудничества, то есть прообраз паназиатского (с участием России) соглашения о безопасности и самостоятельном решении всех проблем и споров самими странами-участниками, без участия атлантистов.

Но если в выстраивании сложнейших китайско-индийских отношений можно минимизировать американское желание сыграть на противоречиях, потому что обе страны являются абсолютно суверенными государствами, то в случае с китайско-японскими отношениями все гораздо сложнее. Дело не столько в том, что Китай возмущен нежеланием Японии покаяться за преступления Японо-китайской войны 1930-1940 годов, сколько в том, что Япония не является полностью самостоятельным государством.

Ее военный и геополитический суверенитет все еще ограничен американцами – и это вызывает у Пекина естественное сомнение и в договороспособности Токио, и в его намерениях. Мало того что китайцы имеют крайне негативный опыт японской оккупации их страны, так они еще и рассматривают ее как сателлита США. Понятно, что они не могут себе позволить выстраивать долгосрочные отношения с марионеткой своего стратегического противника.

При этом сама Япония сейчас как раз переживает период возрождения национального духа – пытаясь наконец-то если не полностью освободиться, то ослабить геополитическую зависимость от США. И для этого ей нужна Россия – чтобы балансировать отношения в треугольнике Китай–Россия–Япония. Японцы всегда будут бояться Китая и видеть в нем опасного конкурента – не только из-за американских установок, но и в силу масштабов Поднебесной и своих паназиатских амбиций. Точно так же и Китай будет воспринимать процесс обретения Японией большего суверенитета с двойственным чувством – из-за опасений, что самостоятельная, без американского поводка Япония склонится к прежнему экспансионизму.

Поэтому Россия чрезвычайно важна для Японии – желая отойти от США и не видя пути принципиального налаживания отношений с Китаем, Токио хочет выстроить нормальные отношения с северным соседом. Это позволит японцам уравновесить баланс сил и продемонстрирует обретение Токио геополитической независимости. Понятно, что США крайне не заинтересованы в улучшении японо-российских отношений, но в этом вопросе Токио проявляет принципиальность. После 2014 года Абэ лишь формально поддержал санкции против России, а вскоре и вовсе перешел к новому этапу своих отношений с Путиным.

Теперь он хочет заключить мирный договор с Россией и закрыть вопрос «северных территорий». Сделать это чрезвычайно трудно – потому что тот максимум, на который готова пойти Москва (два острова, Хабомаи и Шикотан, и то при условии демилитаризации и при переходном периоде), не устраивает Токио. Хотя Абэ действительно прилагает серьезные усилия для развития отношений, особенно экономических, японское общество – воспитанное в том числе и американцами в духе «все четыре острова наши» – не готово пока что принять компромиссный вариант урегулирования территориального спора. С другой стороны, Абэ нужен этот договор – как подтверждение его амбиций по возвращению Японии самостоятельности и державности (это проявляется не только во внешней, но и во внутренней политике, в том числе и реформировании конституции). Через десять дней он будет переизбран лидером правящей Либерально-демократической партии на последний трехлетний срок – и останется премьером до конца 2021 года. К тому времени он станет самым долго правящим премьером в японской истории – и, конечно, ему хочется успеть если не «сделать Японию великой снова», то хотя бы поставить ее на этот путь. Без примирения с Россией сделать это будет практически невозможно.

Проблема только в том, что и Путин, и Си Цзиньпин мыслят несколько другими временными категориями – не только в отношениях между собой, но и в российско-китайском партнерстве. Тут расчет идет на десятилетия вперед. Именно из этого нужно будет исходить Токио при поиске своего места в треугольнике Россия–Китай–Япония. Для нас главное, чтобы оно было самостоятельным.

Новости партнеров

vz.ru



Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

Валентин Катасонов: Россия взывает о помощи, но на форуме «Россия зовет!» эти взывания не слышны

Если промышленное производство падает, а финансисты процветают, значит в экономике творится что-то не то 2...

«Подкова» у Константиновки разрушает логистику «городов-крепостей» ВСУ

ВС России освободили село Клиновое в ДНР. Населенный пункт расположен между городами Константиновка и...

Путин и Моди откроют новый этап в отношениях России и Индии

Россия и Индия готовятся к переговорам на высшем уровне – 4-5 декабря Владимир Путин...