ГлавноеПодробностиЛопасти пойдут под нож. Правительство готовит массовое списание старых вертолетов

Лопасти пойдут под нож. Правительство готовит массовое списание старых вертолетов

Опубликовано

Как стало известно “Коммерсанту”, в правительстве обсуждают «нефинансовые меры» для поддержки падающего производства «Вертолетов России» «Ростеха». Речь идет о запрете на эксплуатацию старых машин, что может привести к массовому списанию советской техники. Но в отрасли опасаются, что финансовые сложности не позволят компаниям массово закупать новые вертолеты и государству придется поддерживать из бюджета уже перевозчиков.

Рабочая группа правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на 2019–2021 годы предложила Минпромторгу и Минтрансу стимулировать обновление парка вертолетов в РФ. Речь идет о «нефинансовых мерах», в том числе за счет изменения техрегламентов по эксплуатации.

Новости партнеров

В Минфине запрос издания направили в Минтранс, там заявили, что поручение прорабатывается. В Минпромторге поддерживают предложение, которое «позволит загрузить мощности предприятий, снизить число авиапроисшествий и повысить мобильность населения». Для снижения стоимости новой техники Минпромторг компенсирует ставки по кредитам лизинговых компаний и развивает послепродажное обслуживание воздушных судов. В «Вертолетах России» (входят в «Ростех») не ответили.

Вертолетные операторы официально комментировать вопрос не стали. Источник газеты в одной из компаний предположил, что поручение связано с идей Объединенной авиастроительной корпорации и «Вертолетов России», озвученной год назад на авиационной коллегии при правительстве. Тогда, по словам собеседников, предлагалось создать обширную программу замены устаревших Ми-8 и других пассажирских вертолетов, чтобы снизить число аварий и загрузить отечественных производителей. По итогам коллегии Минтрансу и Росавиации было предложено проработать ограничения на пассажирские перевозки вертолетами старше 25 лет. Источник считает, что тогда это было отложено, «иначе существенная часть парка, особенно Ми-8Т, выпала бы с рынка», в том числе вертолеты, работающие по подрядам ООН, а авиакомпании несли бы потери.

По данным «Авиатранспортного обозрения», в коммерческой авиации РФ 888 вертолетов (108 иностранных). Основу парка составляет семейство Ми-8 — 731 вертолет. По данным ГосНИИ ГА, крупнейший оператор Ми-8 (11,5% Ми-8Т и 22,5% всех модификаций Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ) — «ЮТэйр-Вертолетные услуги».

По расчетам Николая Осипова из ГосНИИ ГА, приведенным на прошлой неделе на круглом столе «Авиатранспортного обозрения», самый безопасный вертолет в мире — первоначальная модификация Ми-8Т, у которого на 300 тыс. часов налета приходится одно смертельное ранение. Безопасность более новых Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ ниже — 130–200 тыс. часов, что объясняется тем, что они в основном используются в сложных условиях за рубежом, в том числе по контрактам с ООН (там занято 20% таких вертолетов, и на них приходится половина происшествий с данными типами).

По словам источников, близких к аппарату правительства, ограничение срока эксплуатации — самая радикальная мера, вынуждающая компании заказывать новые машины. Это позволит загрузить «Вертолеты России» и хотя бы частично снять социальную напряженность среди персонала, говорит один из них: «Вертолетный рынок стагнирует, сбывать продукцию все сложнее — из-за насыщения рынка, санкций и конкуренции». Выпуск вертолетов (в том числе военных) холдингом «Ростеха» падал с 290 машин в 2012 году до 189 — в 2016-м.

Но такие меры негативно воспримут авиакомпании, убежден топ-менеджер одного из вертолетостроительных предприятий: у многих нет денег на серийную закупку новых воздушных судов, начнутся массовые просьбы к правительству либо о послаблениях, либо о поддержке. Но в первом случае «Вертолеты России» недосчитаются заказов, во втором случае будет проблема с изысканием средств — «бюджет не резиновый», отмечает собеседник.

Новости партнеров

Впрочем, аналогичные меры правительство уже применяло в 2015–2016 годах для стимулирования спроса на новые вагоны. На фоне избытка парка и стагнации грузоперевозок был введен запрет на эксплуатацию старых вагонов. В итоге в утиль ушло 220 тыс. единиц — шестая часть парка РФ, а в 2017 году пошли заказы на новые вагоны, но лишь после восстановления перевозок.

В Государственной транспортной лизинговой компании сообщили, что об инициативе не знают, но «некоторые компании сами ограничивают сроки эксплуатации вертолетов: 25 лет для пассажирских, 30 лет — для грузовых, стимулируя спрос».

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов считает одной из существенных проблем приближение окончания назначенного ресурса вертолетов. «Значительная часть парка досталась эксплуатантам еще со времен СССР, поэтому в основном они не платят за владение техникой, а только за поддержание ее летной годности»,— поясняет он. Поступление новой техники в парк потребует затрат на лизинг и перестройку бизнес-моделей предприятий, отметил эксперт. Без помощи государства придется существенно повысить стоимость услуг, что может привести к негативным последствиям на рынке, считает Борисов.

kommersant.ru





Путин анонсировал удары по аэродромам НАТО с украинскими F-16

«Если они будут применяться с аэродромов третьих стран, они для нас становятся легитимной целью, где бы они ни находились. И F-16 еще являются носителями...

Пекин: Запад потеряет легитимность в поддержке Украины, если за терактом стояла она

США и Запад надеются, что вина за теракт в "Крокус Сити" лежит на ИГИЛ (запрещён в РФ), потому что, если будет установлено, что к...

Ростислав Ищенко. Почему Россия не могла не вернуть Крым

Политолог, публицист, обозреватель МИА "Россия сегодня" Ростислав Ищенко объяснил, почему в 2014 году Россия предпочла вернуть Крым, а не смириться с текущим на тот...

Читайте также

Ростислав Ищенко: Теракты в Москве нужны Зеленскому, чтобы получить разрешение бежать с Украины

«Киевский диктатор отказался от мирного плана Эрдогана, чтобы реализовать свой — дождаться разгрома и...

Мощный прорыв ВС РФ в Бердычах. Идет поголовная ликвидация офицеров ВСУ

На Авдеевском направлении враг несет в обороне более высокие потери, чем при наступлении на...

ISW: Украинские генералы в панике решают, с каких участков отступать в первую очередь

ВСУ не могут вести контрбатарейный огонь — а Россия создает стационарные артиллерийские позиции Российская армия...