ГлавноеАналитикаДолжна ли Россия извиняться перед чехами и словаками

Должна ли Россия извиняться перед чехами и словаками

Опубликовано

Полвека назад СССР ввел войска в Чехословакию – одну из стран тогдашнего социалистического лагеря. Сейчас недовольство чехов теми событиями пытаются использовать для того, чтобы посеять неприязнь к нашей стране и омрачить российско-чешские отношения. Некоторые даже требуют от Москвы извинений за август 1968-го. Нужны ли они и есть ли за что извиняться?

Когда войска пяти стран Варшавского договора 21 августа вошли в Чехословакию, это обосновывалось просьбой руководства этой страны. В заявлении ТАСС, распространенном в этот день, было сказано об обращении «с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооруженным силам». Назывались и его причины:

Новости партнеров

«Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами…

Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира.

…Предпринимаемые действия не направлены против какого-либо государства, ни в какой мере не ущемляют чьих-либо государственных интересов. Они служат цели мира и продиктованы заботой о его укреплении.

Братские страны твердо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность.

Никому и никогда не будет позволено вырвать и одного звена из содружества социалистических государств».

То есть в Чехословакии возникла угроза социалистическому строю, а это угрожает общей безопасности всех соцстран, поэтому они и ввели войска для наведения порядка. На Западе ввод войск был использован для обличения СССР – подавляет движение к свободе, душит европейские народы. При этом ввод войск прошел практически бескровно, армия не оказывала никакого сопротивления, а жертвы среди протестовавших гражданских составили 58 человек.

Спустя двадцать три года, в 1991 году, советские войска покинули Чехословакию – а за два года до этого, после прихода к власти в Праге некоммунистического правительства, Москва осудила и сам ввод войск. В совместном заявлении правительств пяти стран – участниц интервенции (кроме СССР это были Венгрия, ГДР, Болгария и Польша) он был назван «неправомерным актом вмешательства во внутренние дела суверенной страны, акт, прервавший процесс демократического обновления ЧССР и имевший долговременные отрицательные последствия».

Новости партнеров

В 1993-м Чехословакия распалась – и теперь оба государства, Чехия и Словакия, входят в Евросоюз и НАТО. Однако Россию до сих пор упрекают в августе 1968-го – порой даже ставя его на одну доску с захватом Чехословакии гитлеровской Германией в 1938 году и забывая о том, что тогда эта страна была просто ликвидирована. Но чем руководствовался Советский Союз и нужно ли нам извиняться перед чехами и словаками?

На самом деле в тогдашнем заявлении ТАСС все было сказано максимально честно – и мотивы, и опасения Москвы были озвучены без всякого умолчания. Да, на политическом языке тех лет – но у каждой эпохи свои термины и понятия.

Что происходило в Чехословакии в 1968 году? «Пражская весна» — то есть пересмотр самой идеологии и внешнеполитической ориентации тогдашней Чехословакии. Да, он начался с провозглашения новым руководителем страна Александром Дубчеком курса на «социализм с человеческим лицом»: плюрализм, рабочее самоуправление на предприятиях, реальная многопартийность, свобода слова. Но за несколько месяцев раскрепощение чехословацкой интеллигенции привело к демонстрациям с требованиям выхода из Варшавского договора и публикации карикатур на Брежнева. В руководстве ЧССР шла борьба – одни выступали за продолжение реформ, другие предупреждали, что в результате них партия потеряет власть. Но главный вопрос был в другом – Чехословакия была частью социалистического содружества и граничила с ФРГ, то есть с местом расположения основных американских военных сил в Европе. То есть одна лишь угроза ее выхода из Варшавского договора вынуждала бы Москву действовать – и это понимали все.

1968-й год был одним из самых бурных в истории 20 века. Китай еле отходил от потрясений культурной революции, которая в предшествовавшие два года чуть не привела к дезинтеграции страны. США вели жесточайшую войну во Вьетнаме – не щадя никого и ничего. В тех же Штатах были убиты Роберт Кеннеди, который имел хорошие шансы стать президентом США, и Мартин Лютер Кинг. Америку сотрясали студенческие волнения – а во Франции молодежные бунты поставили страну на грань безвластия.

СССР в этом смысле смотрелся оплотом стабильности и уверенности в завтрашнем дне – да и был им. Позиции нашей страны в мире лишь укреплялись – авторитет в странах третьего мира, которым наша страна активно помогала, лишь рос, а левые идеи в Европе набирали силу. Американцы во Вьетнаме были обречены – а самим фактом войны они лишь работали на рост симпатий к СССР, помогавшим маленькому Вьетнаму. По большому счету лишь раскол с Китаем омрачал Кремлю геополитическую картину – но тут исправить было ничего невозможно не столько из-за страха и недоверия Мао, сколько из-за глубокого кризиса и борьбы за власть, которые заставили Китай замкнуться в себе.

Поэтому проблемы в Чехословакии воспринимались советским руководством хотя и серьезно, но совершенно не агрессивно – вопреки западной мифологии, Москва не навязывала социалистическим странам свои модели. И в 40-50-х, и тем более в 60-х как идеологические, так и экономические модели в тех же европейских соцстранах определялись местным руководством. Если оно было догматичным и антинациональным, то и модель получалась такая – и могла даже привести к кровавым событиям наподобие Венгрии 1956 года. Если же оно было национально мыслящим и умным, то и уклад соответственно был таким – как в той же Венгрии при Яноше Кадаре.

На первом месте для Москвы всегда стояли вопросы геополитические – то есть в том числе и безопасности. Страны Варшавского договора воспринимались как единая военно-политическая сила – и хотя в той же Чехословакии не было советских войск, она считалась важнейшим элементом соцлагеря. Это Николае Чаушеску в своей окруженной соцстранами Румынии мог играть в гипернезависимость и заигрывать с Китаем и США – если он не ставил вопрос о выходе из Варшавского договора, внешнеполитическая вольница «гения Карпат» не представляла собой угрозы геополитическим интересам России.

Другое дело – Чехословакия, граничащая с НАТО. Леонид Брежнев долго уговаривал Дубчека обратить внимание на нехорошую динамику происходящих процессов – начали с критики партии, а закончат требованиями смены социального строй и выхода из ОВД. И он не преувеличивал – так бы все произошло, не вмешайся Москва.

Новости партнеров

Но могла бы Москва не вмешиваться? Нет, не могла – потому что падение коммунистической власти в ЧССР  могло сдетонировать на Польшу, в которой были сильны не только антикоммунистические, но и антирусские настроения. И, самое главное, — не было никаких гарантий, что ставшая нейтральной Чехословакия не вступит завтра в НАТО.

Москва уже отдала Западу Австрию в 1955 году – выведя войска лишь в обмен на нейтральный статус. Австрия не вступила в НАТО – но все равно рассматривалась как западная территория. Преобразование в такую же страну Чехословакии выводило Запад на границу СССР  — то есть перечеркивало все достижения 1945 года. Пойти на это советское руководство не могло ни в коем случае. И в Праге это прекрасно понимали.

Так что чехословацкие власти сами виноваты, что довели ситуацию до ввода войск – то есть до того, что Москве было категорически не нужно. В 1981 году Войцех Ярузельский остановил смуту в Польше – которую тогда на Западе тоже пугали вводом советских войск.

Москва еще в 1989 году осудила ввод войск – исходя уже из тех, перестроечных реалий и представлений об геополитических интересах СССР. Спустя два года распался СССР – а спустя еще год и Чехословакия. И на следующий год в договоре между Россией и Чехией ввод войск снова был назван недопустимым.

Так что сейчас России не за что извинятся перед Чехией и Словакией – все уже в прошлом. Ну а о «страшных зверствах» и «подавлении свобод» в 1968 году с полным правом могут рассказывать вьетнамцы – только вот виновником там будет вовсе не СССР. Да, и кстати – вы не в курсе, США хоть раз извинились перед Вьетнамом?

vz.ru





«Победа Украины понравится не всем»: Зеленский намекнул на свою грядущую капитуляцию

Но этот намек надо уметь правильно прочитывать Анализировать публичные высказывания Владимира Зеленского — это так себе занятие. Президент Украины может с легкостью сегодня сказать одно,...

Белоруссия подготовилась к отражению интервенции

Радикальная белорусская оппозиция готовится захватить Кобринский район, чтобы затем потребовать ввода натовских войск на территорию республики. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. По...

Как решить проблему бесконтрольной миграции

Президент между строк подтвердил, что называется, худшие опасения. В том плане, что проблему бесконтрольной миграции со всеми её бедами не решить одним Окончательным Указом. Придется...

Читайте также

Америка сделала свой ход, очередь за Россией

На Украине наступает новый момент истины Американское «глубинное государство» (так на местном политическом жаргоне принято...

Палата представителей США проголосовала за законопроект о помощи Украине

Законопроекты, предусматривающие выделение военной помощи Украине, Израилю и Тайваню, введение допсанкций против Китая, а...

Сигнал Путину. На что решились европейские элиты

Лидеры ЕС провели экстренный саммит. Речь шла, как ни странно, не об очередном пакете...