Генконструктор «Ангары» предложил сделать ее многоразовой

Поделиться

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Ракету-носитель повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В» можно сделать многоразовой, полагает генеральный конструктор средств выведения, один из идеологов ракет семейства «Ангара» Александр Медведев. По его мнению, ракета может садиться на выдвижные опоры, как у Falcon 9.

«Конкретные предложения заключаются в спасении всей связки ускорителей первой и второй ступеней с помощью ракетно-динамического способа при использовании ракет-носителей «Ангара-А5В» и «Ангара-А3В», — говорится в статье Медведева, опубликованной в научном журнале ЦНИИмаш «Космонавтика и ракетостроение».

Ранее сообщалось, что производитель «Ангары» — Центр Хруничева — представил в головной научный институт «Роскосмоса» ЦНИИмаш концепцию многоразовой ракеты-носителя. Отмечалось, что многоразовую ракету-носитель с крыльями разрабатывают под руководством Фонда перспективных исследований КБ Макеева и «Роскосмос».

Как у Илона Маска

Согласно концепции Медведева, после старта связка первой и второй ступеней (четыре боковых блока первой ступени и центральный блок — второй) без разделения друг от друга, как должно быть при пуске «одноразовой» «Ангары», продолжают лететь до момента отделения от них третьей ступени с космическим аппаратом.

Затем третья ступень продолжает полет по программе, а связка выдает тормозной импульс, разворачивается и летит двигателями вниз. Перед посадкой центральный блок тормозит и ракета «садится» на выдвижные опоры, как у ракеты Falcon 9 от SpaceX.

Создание многоразовый версии «Ангары», отмечает Медведев, потребует ее конструкторской переделки, дооснащения посадочными опорами, системой управления при посадке и дополнительными системами теплозащиты. Это увеличит массу ракеты на 12 процентов. Плюс само возвращение ракеты потребует около семи процентов запаса топлива в носителе. После доработки «Ангара-А5В» сможет выводить с космодрома Восточный 26-27 тонн, а не 37 тонн, как в одноразовом варианте.

В статье Медведева говорится только об «Ангаре-А5В» и «Ангаре-А3В», третья ступень которых должна быть водородной, то есть иметь повышенную грузоподъемность. Это, полагает генконструктор, должно компенсировать снижение грузоподъемности ракеты из-за многоразовости.

«Сажать» ракету предлагается на плавучую платформу в Охотском море в 1360 километрах от космодрома. Если многоразовая «Ангара» будет приземляться на Восточном, то есть на месте запуска, ее грузоподъемность снизится сразу на 40-50 процентов от потенциально возможных 37 тонн, отмечает Медведев.

«После приземления на посадочную площадку (либо стационарную, если место падения находится на суше, например в районе старта, либо плавучую, если место падения находится на водной поверхности), расположенную по направлению трассы, связка ускорителей проходит первичное послеполетное обслуживание, а затем транспортируется в район космодрома Восточный для ее подготовки к следующему пуску», — говорится в статье.

Цена вопроса

Благодаря многоразовости, стоимость выведения груза с помощью «Ангары» на низкую орбиту (200 километров) может снизиться на 33-37 процентов, а на геостационарную орбиту (36 тысяч километров) — на 22-27 процентов.

«Следует отметить, что такое значительное снижение удельной стоимости пуска ракеты-носителя в перспективе может дать заметный экономический эффект, при запусках как в национальных интересах, так и в интересах коммерческих заказчиков», — пишет Медведев.

Ракета «Ангара»

«Ангару» запускали всего два раза, оба — с космодрома Плесецк. Первый раз — в легком исполнении в июле 2014 года. Во второй раз испытали тяжелую «Ангару-А5» в декабре того же года. Очередной запуск состоится в этом, или в следующем году.

Как отмечал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, серийное производство новых ракет-носителей «Ангара» начнется к 2023-2024 году.

Ракеты типа «Ангара» экологически чистые, так как их двигатели работают на керосине и кислороде без использования крайне токсичного гептила. Все семейство, спроектированное по модульному типу, включает несколько классов ракет грузоподъемностью от 3,8 тонны до 37 тонн для запусков с космодрома Плесецк, а в перспективе — с Восточного.

В семейство входят носители легкого класса «Ангара-1.2», среднего — «Ангара-А3», тяжелого — «Ангара-А5» (с модификациями «А5М» (модернизированная) и «А5П» (пилотируемая)), а также повышенной грузоподъемности — «Ангара-А5В». Ранее планировалось, что ракету среднего класса «Ангара-А3» создавать не будут.

Другие проекты

Сейчас возвращаемые ступени используют только ракеты американских компаний Blue Origin и SpaceX. Они садятся на Землю на своих ракетных двигателях.

О возможности создания своей многоразовой версии ракеты среднего класса «Союз-5SL» заявила группа S7, владеющая проектом «Морской старт». Проект многоразовой ракеты «Корона» разрабатывают и в Государственном космическом центре имени Макеева.

В апреле Рогозин заявил, что из-за географических причин Россия не может создать ракеты, как SpaceX, а должна использовать крылатую схему. По его словам, американская компания запускает ракеты с мыса Канаверал и «ловит» ступени на морскую платформу, а в российских географических условиях такой платформы быть не может.

ria.ru


Поделиться

Читайте также

Главное в сети

Загрузка...
Загрузка...

Комментарии

Комментарии для сайта Cackle

Интересное в сети