ГлавноеАналитикаРоссия объявила погоню за мировыми трендами в автопроме

Россия объявила погоню за мировыми трендами в автопроме

Опубликовано

Власти предлагают российскому автопрому принять участие в мировой гонке новейших автомобильных технологий. В частности, по созданию электромобиля и автомобилей-беспилотников. И раз уж Россия обладает огромными запасами природного газа, то ей предстоит пересадить на газомоторное топливо хотя бы автобусный парк и газели. Получится ли?

Правительство утвердило утвердило (.pdf) стратегию развития автомобильной промышленности до 2025 года, подготовленную Минэкономразвития и Минпромторгом. Одна из обозначенных в стратегии целей такова — российские производители автомобилей должны обеспечивать 80-90% внутреннего спроса на автомобили. Доля импорта уже сейчас невелика и составляет 17,5% по итогам 2017 года. Через восемь лет она должна снизиться до 13,3%.

Новости партнеров

Пока продажи легковых автомобилей в России хоть и пошли в рост, но все еще далеки от уровня 2012 года, когда их объем достиг рекорда в истории российского автопрома. Тогда в стране было продано 2,8 млн легковушек, а в 2017 году – всего 1,51 млн.

Вторая задача – нарастить экспорт машин и компонентов. В 2017 году экспорт легковых автомобилей составил 83,4 тыс. штук, а к 2025 году он вырастет до 259 тыс. автомобилей. Однако такого объема экспорта недостаточно для обеспечения необходимого эффекта масштаба и для защиты отрасли от негативных внешних воздействий (зависимость от импортных компонентов и курсовых колебаний), говоритcя в документе.

Импортозависимость в производстве легковых автомобилей сейчас составляет свыше 60% (тогда как еще в 2008 году она не превышала 40%), в сегменте грузовых автомобилей – более 25% (в 2008 году было около 10%). Усилилась зависимость от импорта компонентов. По двигателям, например, ее уровень вырос с менее 2% в 2008 году до 26% в 2016 году. Поэтому еще одна из целей стратегии – повысить локализацию производимых в России автомобилей до 70-85%. Сейчас высокий уровень локализации (50% и выше) имеют лишь 60% произведенных в России моделей легковушек.

Наконец, еще одна задача – нарастить технологические компетенции в автопроме и выйти на рынки газомоторной техники, беспилотных автомобилей и электромобилей, а также внедрить сетевые (телекоммуникационные) технологии в транспортные системы.

Это те глобальные тренды, которые правительство намерено развивать в России. Стратегией предусмотрено создание технологических консорциумов, которые будут объединять усилия IT-компаний, научных организаций, автопроизводителей и государства для создания автомобилей с современными характеристиками.

Правительство рассчитывает, что благодаря новой стратегии появится линейка электромобилей и беспилотных авто, продажи которых будут расти высокими темпами — 40-50% в год.

Однако учитывая неразвитость этих рынков в России, и отставание от глобальных темпов роста продаж таких машин в среднем на четыре-пять лет, не стоит ждать высоких результатов.

Новости партнеров

Доля электромобилей в продажах на российском рынке к 2020 году может достичь всего 1-1,5% (15-25 тыс. автомобилей), а с 2020 по 2025 годы – вырасти до 4-5% или 85-100 тыс. электромобилей (но только при условии снижения средней стоимости батарей), говорится в стратегии.

По сравнению сегодняшними штучными продажи это, конечно, можно назвать рывком. По данным «Автостата», в 2017 году рынок электромобилей в России составил всего 95 машин против 74 проданных электрокаров в 2016 году. В первом квартале 2018 года было продано 16 таких автомобилей.

Фактически спрос на электрокары отсутствует, поэтому никто их здесь производить не собирается. Главная беда электрокаров – крайне высокая стоимость. В среднем цена электромобиля в России составляет порядка  2-2,2 млн рублей, что соответствует стоимости нового SUV японского или корейского производства «на полном фарше», причем, речь идет не о премиальной Tesla, а о бюджетных малогабаритных электрокарах, отмечает Алексей Антонов из «Алор Брокер». Например, Nissan Leaf стоит порядка 2 млн рублей, Renault Fluence Z.E. — от 3 млн, Mitsubishi i-MiEV — порядка 1,3 млн, BMW i3  — порядка 3 млн.

Столь высокая цена объясняется дороговизной электрического аккумулятора, и над решением этой проблемы уже давно борются все ведущие мировые автоконцерны, вкладывая миллиарды долларов.

«В России, где две трети продаваемых автомобилей по стоимости не превышают 1 млн рублей, электромобиль – это не средство передвижения, а дорогая игрушка. И это утверждение справедливо не только для России. Число эксплуатируемых в стране электромобилей напрямую зависит от уровня благосостояния», – говорит собеседник. Именно поэтому больше всего таких машин продается в США (около 160 тыс. штук в год), а также в Северной и Западной Европе. В ЕС самый большой рынок электромобилей – нидерландский.

Впрочем, состоятельных россиян вполне достаточно, чтобы обеспечить ежегодный прирост продаж электромобилей на 40-50%, как прописано в стратегии, считает Антонов. Но планам может помешать если не низкая платежеспособность, то отсутствие инфраструктуры для обслуживания и нормальной эксплуатации электромобилей. Те же зарядные станции есть в основном только в крупных столичных городах – 50 штук в Москве и области и 40 штук в Санкт-Петербурге. Всего по России таких «зарядок» смешные 130 штук на 1,5 тыс. зарегистрированных электрокаров.

А желание предоставить водителям электрокаров целую серую льгот (по транспортному налогу, по парковкам, по страховке, по доступу на полосы общественного транспорта и бесплатной зарядке машин) сейчас выглядит лишь поддержкой богатых. О  таких мерах поддержки можно думать лишь тогда, как стоимость самого электрокара станет вменяемой хотя бы для среднего класса.

Кроме того, в России ведутся эксперименты по переходу на инновационные электробусы. Несколько таких машин даже произвел «Камаз», и на них можно покататься в Сколково. Но на практике переход на такой общественный транспорт слишком дорог.

Новости партнеров

С этой точки зрения куда более выгодно перевести автобусы и коммерческий транспорт на газомоторное топливо. Для России это может оказаться большим благом, учитывая, что страна обладает до 32% мировых запасов природного газа. В стратегии прогнозируется, что к 2020 году на газу будут ездить 10 тыс. автобусов и коммерческого транспорта, а в 2025 году – 12-14 тыс.

Не лучше, чем с электрокарами, ситуации и с другой мировой тенденцией, которую правительство хотело бы развивать в России. Речь про технологии автономности и частичном замещении водителя. На беспилотное вождение в стратегии никто не замахивается. К 2025 году, как ожидается, доля таких машин в общих продажах может достигнуть 1-2% или 20-40 тыс. автомобилей в год, до 10% к 2030 году, и до 60% к 2035 году. Но при условии внедрения технологий ограниченной автономности в базовое оснащение премиальных моделей. И здесь не обойдется без необходимости адаптации дорожного полотка, разметок и знаков к таким автомобилям. Кроме того, потребуется задуматься о том, кто виноват в ДТП – водитель или производитель при частичном замещении действий водителям, а также о кибербезопасности во избежание взломов интеллектуальных систем.

Внедрять телематические системы предлагается для того, чтобы увеличить пропускную способность транспорта, сделать эффективней общественный транспорт и грузовые перевозки, а также снизить количество ДТП.

Сетевые технологии помогут также развитию каршеринга и райдшеринга, когда автомобиль арендуют на небольшое время или ищут попутчиков онлайн.

Доля таких легковых автомобилей, используемых в рамках каршеринга, может дойти до 10% к 2025 году, что составит более 200 тыс. штук, говорится в стратегии.

Предлагается также распространить технологии Mobility as a service, когда идет планирование в реальном времени поездки с использованием разных видов транспорта в зависимости от заданных критериев, в том числе финансовых возможностей пользователя. Мировой рынок таких технологий у 2025 году составит 1 трлн долларов, а российский рынок оценивается экспертами в 58 млрд долларов и 50 млн пользователей.

Развивать технологии, в том числе в автопроме, конечно, необходимо. Однако не совсем понятно, кто заплатит за все это удовольствие. Россия вряд ли сможет себе позволить вложить 15 млрд евро в развитие автомобилей, работающих на альтернативных источниках энергии и в технологии беспилотного управления транспортом. А именно столько, например, готов вложить немецкий автоконцерн Volkswagen вместе с партнерами в Китае к 2020 году. Уже через два года благодаря этим вливаниям концерн обещает представить на китайском рынке 15 качественно новых моделей авто, а к 2025 году – 40 моделей автомобилей на новых источниках энергии.

В переводе на рубли эти расходы за два года соответствуют 1,1 трлн рублей или 1,2% ВВП РФ. И это только примерные расходы на новые виды топлива, а нужны еще инвестиции в разработку недорогой батареи для электрокаров, в автономные технологии, сетевые системы. BMW, например, собирается инвестировать не менее 100 млн долларов в исследование уже шестого поколения электрических силовых установок в надежде наладить, наконец, более дешевое производство батарей. Не стоит забывать и о создании новой  инфраструктуры под «новые» машины. Тогда как нынче не помешали бы вложения и в инфраструктуру для традиционных автомобилей в масштабе всей страны.

vz.ru



Пустышка в обмен на Украину: зачем Запад снова зовёт нас в G7

Большая семерка — политический труп. Россия отказалась участвовать в его реанимации Владимир Путин заявил, что России не нужно возвращение в G7, «большую семерку», которая в...

Курс России на Глобальный Юг закрепит атомная подводная лодка, переданная Индии

Нью-Дели рассчитается лекарствами, продуктами и трудовыми мигрантами Государственный визит Владимира Путина в Индию обещает открыть новую главу в двусторонних отношениях. Ведущие западные СМИ, в том...

Названа новая ужасающая теория приостановки полетов тысяч самолетов Airbus

В смертельно опасном инциденте с пассажирским самолетом обвинили космический луч Объяснение производителем пассажирских лайнеров Airbus недавнего внезапного неконтролируемого падения самолета JetBlue во время рейса, находится...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Будет ли Киев отдавать долги после СВО

Политолог, историк, публицист, обозреватель МИА "Россия сегодня" Ростислав Ищенко в еженедельной программе "Прямой эфир...

Ростислав Ищенко. Переговоры Путина и Уиткоффа, отставка Зеленского и репарации для Польши

- О чем будут говорить Путин и Уиткофф на переговорах в Кремле? - Действительно ли...

Путин и Моди откроют новый этап в отношениях России и Индии

Россия и Индия готовятся к переговорам на высшем уровне – 4-5 декабря Владимир Путин...