ГлавноеПодробностиЗолотой литр. Почему в России дорожает бензин

Золотой литр. Почему в России дорожает бензин

Опубликовано

Бензин в России может подорожать на пять рублей. С таким предостережением выступили в Совете по топливным рынкам. ФАС отреагировала незамедлительно, заверив, что объективных причин для этого нет. Тем не менее в прошлом году рост цен на бензин в три раза превысил инфляцию. О механизме ценообразования автомобильного топлива в России и причинах его подорожания — в нашем материале.

Свисток арбитра

Новости партнеров

В конце прошлой недели ФАС вынесла предостережение главе правления Совета по товарным рынкам Илье Морозу о недопустимости действий, способных привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Под такими действиями подразумевается заявление о возможном росте стоимости автомобильного топлива. Накануне Мороз в беседе с журналистом не исключил того, что в течение трех месяцев цены на российских АЗС повысятся на пять рублей.

«Высказывания в СМИ прогнозов о росте цен на автомобильные бензины могут провоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и необоснованный рост цен на них», — разъяснил официальную позицию заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Глава ведомства Игорь Артемьев, в свою очередь, заверил, что дефицита бензина в России в настоящее время нет, а значит, нет и предпосылок к его резкому подорожанию. Если же производители допустят необоснованное повышение цен либо другие нарушения, то к ним применят соответствующие меры, предупредил Артемьев.

Ранее, 19 марта, «Сургутнефтегазу» указали на нарушение принципа преимущественного удовлетворения внутреннего спроса. Компания увеличила экспорт автомобильного топлива. По мнению антимонопольщиков, это ведет к сокращению поставок российским потребителям.

В декабре 2016 года предупреждение от ФАС получил лично президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Антимонопольщики сочли «неуместным» его заявление о росте цен на автомобильное топливо на 10-15% из-за предстоящего повышения акцизов. Голомолзин расценил слова Алекперова как призыв к другим нефтяным компаниям следовать примеру «Лукойла».

Рыночный механизм

Новости партнеров

Президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша признал, что его тоже неоднократно предупреждали о недопустимости прогнозов по ценам на моторное топливо.

«ФАС считает нас регулятором рынка. Какая-то правда в этом есть», — отметил он.

Высказываемые публично оценки и суждения действительно способны влиять на стоимость различных активов, подтверждают эксперты. Такие прогнозы, как правило, и учитывают спекулянты в своих стратегиях.

«Это можно наблюдать каждый день на фондовых и товарных биржах, где многие отчеты, сдвигающие курсы бумаг вверх или вниз, выполняются частными компаниями. Часто как раз с целью спекулятивных операций», — напомнил доцент кафедры менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков.

Вечный приоритет

Для ФАС предотвращение резких колебаний топливного рынка — один из приоритетов. Ведь затраты на бензин заложены в себестоимости практически всех товаров и услуг. Таким образом, от цен на автозаправках напрямую зависят показатели инфляции.

Потребительские цены в России в январе выросли на 0,3%, а в феврале — на 0,2%. Бензин, по данным Росстата, с начала года подорожал на 0,4%.

Причина — рост топливных акцизов на 50 копеек. Второе повышение запланировано на 1 июля. В итоге, по расчетам Минэнерго, стоимость литра бензина в рознице в 2018 году из-за акцизов увеличится в общей сложности на 1,5%.

Новости партнеров

Это подтвердил вице-премьер Аркадий Дворкович. Он подчеркнул, что предпосылок для резкого подорожания автомобильного топлива нет, однако небольшие колебания вполне возможны, поскольку повысились акцизы.

В прошлом году темпы роста цен на бензин почти в три раза обогнали инфляцию — 7,3% против 2,5%. ФАС объяснила: сезонный спрос на нефтепродукты, динамика мировых цен на нефть, рост отраслевых издержек, начало плановых ремонтов ряда НПЗ и, как следствие, снижение предложения на внутреннем рынке.

Однако ключевой фактор — высокая доля фискальных сборов. Директор центра тарифного регулирования в сфере энергетики РЭУ имени Плеханова Иван Капитонов привел в пример структуру цены литра бензина марки АИ-92. На налоги приходится 65%, на затраты на переработку и логистику — 30%. Еще пять процентов — это прибыль АЗС.

ria.ru



Зеленский: если ЗАЭС останется у России, то работать она не будет

Занимающий пост президента Украины Владимир Зеленский заявил, что в мирных переговорах по вопросу Запорожской атомной электростанции нет консенсуса, но если станция останется за Россией...

США передали Европе конфиденциальные предложения по возвращению России в мировую экономику

Об этом со ссылкой на свои источники сообщает The Wall Street Journal. Отмечу, что раз они такие конфиденциальные, что о них пишет WSJ, то...

СВР: Польскую компанию PHU LECHMAR используют в схеме воровства на поставках ВСУ

Пресс-бюро Службы внешней разведки Российской Федерации сообщает, что, по поступающей в СВР информации, киевский клептократический режим и его сообщники из числа влиятельных европейских чиновников...

Читайте также

Брюссель готовит блокаду Калининграда: Европа подталкивает Литву к войне с Россией

В информационном пространстве начали всплывать сведения о готовящемся двадцатом пакете антироссийских ограничений, который европейские...

Развал Евросоюза как приоритет внешней политики России

Недавнее заявление Урсулы фон дер Ляйен о том, что «безопасность Украины должна быть обеспечена...

Герасимов: ВС России наступают почти на всех направлениях в зоне СВО

Российская армия наступает практически на всех направлениях в зоне спецоперации, заявил начальник Генштаба Вооруженных...