ГлавноеАналитикаСмартфоны, говорите. Россия уходит в отрыв на сверхзвуке

Смартфоны, говорите. Россия уходит в отрыв на сверхзвуке

Опубликовано

Как заявил в эфире «Россия 24» генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев, авиакомпания будет рада стать первым заказчиком нового гражданского сверхзвукового самолета. «Это жизненная необходимость. Наверное, мы к этому вернемся все вместе, во всей мировой авиации, в ближайшее время», — добавил он.

«Аэрофлот», отметим, сейчас котируется в мире как одна из самых профессиональных компаний-перевозчиков. С точки зрения бизнеса у него все в порядке: в этом году группа ожидает роста перевозок пассажиров на уровне не менее 15%.

Новости партнеров

Зачем тут, казалось бы, какой-то «сверхзвук». Особенно если учесть тот факт, что даже когда в январе президент России, присутствовавший на демонстрационном полете нового сверхзвукового стратегического ракетоносца ТУ-160 «Петр Дейнекин», предложил делать гражданскую версию этого самолета, — он имел в виду модификацию «бизнес-джет». И говорил о версии, покупателями которой могут быть, например, крупные отечественные сырьевые компании: они в чем-то подобном нуждаются и могут себе это позволить. А отнюдь не машину для регулярных гражданских линий, что, согласитесь, вовсе не одно и то же.

Так в чем же дело?

Ответ прост.

Горизонт планирования у компаний, основным владельцем которых выступает государство, по определению гораздо выше. И отнюдь не всегда этот горизонт определяется кратко- или среднесрочной коммерческой выгодой. Когда у тебя за спиной гигантская сверхдержава, ты, во-первых, несколько более уверен в своем завтра. А во-вторых, обязан думать о «позапослезавтра».

А это означает — задумываться на десятилетия вперед.

И тут стоит напомнить, что проекты сверхзвуковых гражданских лайнеров уже были, причем вполне реализованные и технологически успешные. Просто опыт эксплуатации российского Ту-144 и французского Concorde показал: работа с аппаратами такого типа имеет целый ряд недостатков, прежде всего коммерческих. Их было очень сложно сделать прибыльными. Нет, сама-то по себе прибыль — особенно тут показателен опыт как раз Concorde — была. Но просто она была ниже, чем при регулярных рейсах на дозвуковых машинах. А это для любой эксплуатационной конторы, чья деятельность акционерами оценивается исключительно с точки зрения рыночных механизмов, фактически приговор.

Но у государства-то есть и другие задачи, помимо прибылей отдельных «эксплуататоров».

Новости партнеров

Государство, будучи основным акционером перевозчика, хоть и не забывает про экономические показатели, может себе позволить заглянуть туда, куда интерес обычного частного акционера не проникает по вполне банальной и уважительной причине: ему не очень-то любопытно, что там будет в отрасли через пару-тройку десятилетий.

Он не зло. Просто это не по его специальности. Неслучайно даже у наших заклятых заокеанских партнеров прорывные технологии рождаются прежде всего в ВПК (а затем сдаются на допил и эксплуатацию частным «предпринимателям-визионерам» и «гениям технического прогресса»).

Проблема возникает, когда подобно скромным частникам начинают мыслить государственные мужи в министерствах. Когда они искренне полагают, что смысл экономики — всего лишь «зарабатывать быстрые деньги». Причем желательно хранить их потом в иностранной валюте и на счетах иностранных государств.

К счастью, этот тренд уже со всей очевидностью становится уходящим. И сменяется тем самым «проектным мышлением», о котором, в частности, говорилось в недавнем послании Федеральному собранию.

Эта перемена заметна не только на уровне государственных ведомств (а если честно — то и не столько). Прежде всего — на уровне вполне коммерчески успешных российских государственных предприятий. И тут очень показательна аргументация главы «Аэрофлота». Он просто отмечает, что оказавшиеся в свое время красивыми и удобными, но нерентабельными сверхзвуковые самолеты Concorde и Ту-144 «обогнали свое время». А сейчас, при наличии новых технологий и уже существующих и эксплуатирующихся композитных материалов, есть возможность создать более экономичный лайнер. То есть человек уже ментально настроен мыслить интересами даже не отдельно взятого предприятия, а целой отрасли. А с учетом интересов смежников — экономики в целом.

Предприятие для государева собственника — уже не только инструмент извлечения коммерческой прибыли, но и инструмент комплексного развития страны. А экономике страны уж точно нужна сверхзвуковая авиация. И как средство «необходимой мобильности», что весьма значимо при наших-то пространствах. И как средство коммуникаций. Да и просто как задел на будущее, в котором она внезапно может оказаться не просто необходимой. А, например, таким же «залогом существования», каким однажды стали ракеты калужского мечтателя Циолковского.

ria.ru



Декабристы разбудили Чуйченко. Чиновники отыскали идейный фундамент для движения России вспять

«Звезда пленительного счастья» — правда, недоступная политическим мастодонтам Двухсотлетний юбилей восстания декабристов, который традиционно отметят в России 14 декабря, власти решили использовать для обоснования консервативного...

Купянский фокус Зеленского: российский дрон разоблачил киноподделку

У Зеленского подгорает. С одной стороны действующие явно по инициативе США антикоррупционные органы выложили новые порции компромата на ближайшие окружение. С другой стороны местные...

Лукашенко стал наказывать Литву за мелкие и крупные подлости

Все последние годы Литва постоянно шантажировала и грабила Белоруссию, но внезапно за последние недели ситуация перевернулась. Теперь дело обстоит так, что белорусский лидер Александр...

Читайте также

Настоящие лидеры Европы находятся в России и США

Ведущие политики Европы на самом деле не являются главными игроками европейского континента. По крайней...

Алексей Чадаев. «Налог кровью»: почему массовой мобилизации не будет

В красно-белом споре есть один значимый пункт: Первая Мировая и то, как же "царский...

НАТО в шоке: Обнародованы потери западной бронетехники на Украине — это разгром

ВСУ лишились уже более сотни натовских танков, счет остальной сожженной бронетехники идет на тысячи ВСУ...