ГлавноеПодробностиВ России стало меньше желающих получить права

В России стало меньше желающих получить права

Опубликовано

В 2017 году радикально сократился прирост водителей-новичков, получивших право на управление автомобилями в ГИБДД. Произошло это на фоне почти двухмиллионного прироста парка автомобилей, зарегистрированных в Госавтоинспекции. Эксперты говорят о тревожном тренде: резко сократился интерес к получению профессиональных категорий прав для управления грузовиками и автобусами — российских водителей все чаще заменяют приезжие из СНГ, готовые работать за существенно меньшую зарплату.

Статистические данные минувшего года опубликованы на сайте ГИБДД России. Всего по итогам 2017 года гражданам выдано 1,33 млн водительских прав (1,07 млн — категории B). Это существенно меньше, чем в предшествующие годы. К примеру, по итогам 2016 года удостоверения получили более 2 млн человек, в 2015 году — 1,87 млн, в 2014 году — 2,4 млн. В Москве по итогам 2017 года выдано 73,8 тыс. водительских прав (на 12% меньше, чем годом ранее), в Московской области — 89,3 тыс. (+0,6%).

Новости партнеров

В отчете также содержатся данные о состоянии автопарка: за прошедший год он увеличился на 4,5%, с 57,1 млн до 59,7 млн транспортных средств. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомобилей в 2017 году в РФ выросли на 12%, достигнув 1,6 млн. Из всего автопарка 26,4 млн — это иномарки, 3,1 млн — праворульные, 6,7 млн — грузовики, около 900 тыс.— автобусы. Большая часть (21,4 млн) — автомобили старше 15 лет. Стареющий автопарк, напомним, рассматривается Белым домом в качестве одной из угроз в области безопасности движения, об этом сказано в правительственной стратегии до 2024 года.

Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева подчеркивает, что число выданных прав в самой массовой категории B сократилось незначительно — всего на 9–10%. «Это нерадикальное снижение, связанное с общей экономической ситуацией: у кого-то пока нет денег, кто-то откладывает процесс обучения на потом,— говорит она.— Прирост выданных прав в Подмосковье связан с тем, что региональное УГИБДД сумело наладить более эффективное по сравнению с Москвой взаимодействие с автошколами, в результате процесс экзаменации стал удобнее как для жителей области, так и для москвичей».

Гораздо тревожнее тренд, связанный с резким сокращением числа водителей-профессионалов, говорит Татьяна Шутылева.

Число получивших права категории С уменьшилось с 124,6 тыс. до 106,4 тыс., категории D — c 42,3 тыс. до 37,9 тыс., С1 — с 43,7 тыс. до 1,1 тыс. (эта категория позволяет водить грузовики массой от 3,5 до 7,5 тонны).

Снижение спроса на профессиональные категории связано с облегченным допуском на рынок перевозок водителей-иностранцев, считает главный эксперт национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин. Он напомнил, что в 2017 году были приняты законы, позволившие гражданам Белоруссии и Киргизии управлять грузовиками и автобусами, имея национальные права. Граждане остальных стран, в свою очередь, активно меняют свои права на российские (сдавая экзамены в ГИБДД): в 2016 году зафиксировано 49,6 тыс. таких обменов, в 2017 году — 74,2 тыс.

Идет активное вымывание российских водителей-профессионалов с рынка приезжими, при этом спроса на перевозки меньше не стало»,— говорит господин Лыткин.

Тревогу разделяет и координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. «Люди с колоссальным опытом с огромным трудом находят работу, условия которой их абсолютно не устраивают,— поясняет он.— На их место нанимают низкооплачиваемых и низкоквалифицированных водителей. В городском пассажирском транспорте сегодня почти все работники — выходцы из ближнего зарубежья. Барьеры для допуска таких водителей на рынок практически сняты, пролоббировано это крупным бизнесом, включая строительные фирмы, где востребованы дешевые шоферы, способные буквально жить в кабинах».

Новости партнеров

Впрочем, глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев с такой точкой зрения не согласен. «С белорусами и киргизами это никак не связано,— говорит он.— Проблема в низкой заработной плате на рынке перевозок. Кроме того, в России почти не осталось мест, где могут научить водителей категории С и D. На этом фоне сохраняется острый дефицит водительских кадров».

kommersant.ru



Судья-миллиардер Аслан Трахов: прокуратура требует конфисковать у семьи коррупционера 18 миллиардов

Экс-председатель Верховного суда Адыгеи Аслан Трахов и его сын Рустем официально признаны крупнейшими коррупционерами среди российских судей: Генпрокуратура требует обратить в доход государства их...

ГУР и ВСУ вступили в бой из-за санатория «Жовтень»

Вечером 3 декабря 2025 года на территории санатория «Жовтень» в элитной Конча-Заспе произошла вооружённая стычка между бойцами Главного управления разведки (ГУР) и военнослужащими в/ч...

Под Мирноградом в окружении находится 1000 ВСУ-шников

Тысяча украинских военных попала в окружение в Мирнограде и просит о помощи, пишет Bild со ссылкой на одного из солдат. «Мы должны либо вывести контингент...

Читайте также

«Стало еще хуже». Зеленский столкнулся с нерешаемыми проблемами

Глава киевского режима теряет контроль над ситуацией в стране. Попытки сгладить последствия "миндичгейта" остаются...

Договорились в тишине: Кремль и Белый дом неспроста избегают «мегафонной дипломатии»

Перевёрнутые смыслы: как слова Путина о мире становятся угрозой войны Конечно, хочется узнать, о чем...

Украинское мнение: ситуация под Гуляйполем становится ещё хуже, чем у Покровска

Положение украинских войск в районе Гуляйполя стремительно ухудшается и выглядит более тревожным, чем ситуация...