ГлавноеАналитикаРостислав Ищенко. Коалиция в Германии: Минск в обмен на санкции

Ростислав Ищенко. Коалиция в Германии: Минск в обмен на санкции

Опубликовано

Как Минские соглашения и урегулирования конфликта в Донбассе стали частью внутренней германской политики

Давным давно, когда СДПГ ещё только-только отказалась вести с ХДС/ХСС переговоры о восстановлении Большой коалиции и Меркель пыталась договориться с «Зелёными» и свободными демократами о коалиции «Ямайка», мне довелось писать, что если «Ямайка» не сложится, а ХДС/ХСС и СДПГ решат, что всё же лучше попытаться ещё раз договориться о противоестественной, но работающей Большой коалиции, то последняя будет возможна лишь в случае, если социал-демократы получат большинство в правительстве и контроль над министерством иностранных дел (поскольку пост канцлера Меркель не отдаст).

СДПГ и ХДС/ХСС, в условиях занятия «Альтернативой для Германии» третьего места на выборах в Бундестаг (94 места в парламенте) и дальнейшего роста её популярности, не рискнули пойти на выборы и решили вернуться к большой коалиции. Поскольку позиции СДПГ прошедшими выборами были потрясены меньше, чем позиции ХДС/ХСС, кроме того социал-демократам не надо было торговаться за пост канцлера, они получили в правительстве пост вице-канцлера и шесть министерских портфелей, в то время, как у ХДС/ХСС — канцлер и пять министров.

Новости партнеров

У СДПГ перевес в правительстве и контроль над внешней политикой. Не мудрено, что Ангела Меркель попыталась существенно ограничить их возможности по изменению внешней политики ФРГ. Основные стратегические внешнеполитические позиции были заложены в соглашение о коалиции. Таким образом, правительство и МИД должны были быть ограничены в свободном выборе внешнеполитических приоритетов.

Однако социал-демократы не для того заключали коалиционное соглашение, чтобы молча и не суетясь выполнять внешнеполитическую программу ХДС/ХСС. В принципе, предыдущая коалиция значительно потеряла в поддержке избирателей именно из-за того, что германские правые консерваторы (ХДС/ХСС) перешли на леволиберальные позиции. Поддержка разного рода переворотов в арабском мире, обеспечившим Германии миллионы нетолерантных к местным традициям арабо-африканским беженцев, а также на Украине, что привело к антироссийским санкциям и антисанкциям и стоило германскому бизнесу нескольких десятков миллиардов долларов недополученной прибыли, а также временного, но крайне дискомфортного для Германии, усиления в Евросоюзе позиций восточноевропейских держав.

Против всего этого выступала СДПГ. Лидеры ХДС/ХСС (включая Меркель) может быть и были бы не против «уступить под давлением» социал-демократам, но с партийно-избирательной точки зрения было нежелательно признавать, что 16 лет правительство «матушки»-канцлер проводило неадекватную, невыгодную Германии внешнюю политику.

Раздел коалиционного соглашения, посвящённый России и Украине, стал отражением этого «мильона терзаний». СДПГ удалось заложить в коалиционное соглашение пункт об отмене антироссийских европейских санкций. Но ХДС/ХСС нивелировал его положением, предусматривающем отмену санкций только после выполнения Минских соглашения. Следующее компромиссное требование возлагает ответственность за выполнение соглашений одновременно на Москву и Киев.

В общем-то эта часть не несёт почти ничего нового, кроме того, что, будучи включёнными в коалиционное соглашение Минские соглашения стали фактором внутренней политики Германии. То есть, «неработающий» Минск теперь становится рычагом воздействия и на немецкую политику. В остальном, что касается конкретно внешнеполитических тезисов, положения коалиционного соглашения, от необходимости отмены антироссийских санкций, до требований к Москве обеспечить выполнение Минска, повторяют неоднократно заявлявшиеся отдельными германскими политиками, МИД ФРГ и правительством Меркель позиции.

Зато дальнейшие положения соглашения, носящие вроде бы технический характер, очень чётко прорисовывают то будущее, над которым в интересах Германии и своих политических сил согласились совместно работать лидеры ХДС/ХСС и СДПГ.

Во-первых, интересно видение Германией новой архитектуры европейской безопасности. Берлин желает совместно с Москвой гарантировать безопасность и суверенитет государств континента на принципах ОБСЕ. Фактически это заявленное желание Германии установить совместный с Россией протекторат над Европой, ибо, кто гарантирует и защищает, тот и есть протектор. У него есть полномочия и сила, чтобы казнить и миловать, определять кто прав, кто виноват, выносить решения и добиваться их реализации. Где в этой схеме США? Участники германского коалиционного соглашения не видит в них силы, способной конструктивно влиять на ситуацию в Европе.

Новости партнеров

Во-вторых, Германия распространяет понятие Европы, которую она хочет создавать и контролировать вместе с Россией, вплоть до Тихого океана. Соглашение предусматривает совместную работу Берлина и Москвы над созданием общего пространства от Лиссабона до Владивостока. Ещё недавно даже в России и даже уважаемые эксперты по этому поводу вздыхали, закатывали глаза и намекали на то, что единое пространство «большой Евразии», о котором Путин говорил, как о стратегической цели — маниловщина. Теперь эта задача становится стратегической целью германской правящей коалиции. При этом, стиль писавших соглашение германских политиков не оставляет сомнений в том, что они не отделяют понятие Германия от понятия ЕС, то есть они уверены: «Что хорошо для Берлина, хорошо для всего Евросоюза». Поэтому мы имеем дело, хоть и не с утверждённой коллективной позицией ЕС, но с самым существенным фактором, который эту позицию определяет.

В-третьих, очень выпукло проявляется истинное германское отношение к Киеву и к тому, кто же всё-таки срывает выполнение Минских соглашений. Коалиция обещает помогать Украине в восстановлении её территориальной целостности и даже обещает выделить деньги на восстановление Донбасса, но только после того, как Киев выполнит Минские соглашения. Видимо рассказ Байдена о том, как он покупал отставку генпрокурора Шокина впечатлил честных бюргеров и они решили тоже предложить украинцам взятку. Мы вам деньги якобы для Донбасса, которые вы всё равно украдёте, а вы нам выполнение Минских соглашений.

Германия действительно озабочена выполнением Минска. И не только потому, что правительство Меркель под ним подписалось. Оно подписалось и под государственным переворотом февраля 2014 года и не комплексует по этому поводу. Германия боится распада Украины и скатывания её территорий в гражданскую войну всех против всех. Берлин совершенно адекватно оценивает это как угрозу не только и даже не столько отношениям ЕС с Россией, сколько внутреннему единству, экономическим интересам и безопасности самого Евросоюза.

В Германии также понимают, что единственный шанс избежать коллапса и сохранить хотя бы видимость единого украинского государства — выполнение Минских соглашений. То, что это приведёт к смене формата власти, и подрыву позиций большинства актуальных на Украине политиков и политических сил, равно как и к усилению российского влияния на украинскую политику, с тенденцией к его переходу в абсолютное, Германию не волнует. Сказано же, что единую Европу от Лиссабона, до Владивостока Берлин планирует строить, охранять и управлять ею вместе с Москвой.

Вот немцы и продавливают Минск до последнего. Кстати, легко убедиться, кто планирует от потенциального развала Украины выиграть, а кто предпочёл бы её сохранить. Все восточноевропейские «друзья» Украины минский процесс мягко говоря игнорируют, справедливо опасаясь, что если опыт сотрудничества Франции, Германии и России окажется позитивным, то будет применён и к ним. Французские лидеры не против попиариться, если Минские соглашения обещают какой-то быстрый (пусть только информационный) результат, но перед необходимостью длительной упорной работы отступают и теряют интерес до следующего информационного повода. Сама Украина, вместе с США, а точнее при поддержке глобалистски ориентированной части американского истеблишмента, пытается использовать Минские соглашения для организации международной интервенции в Донбасс, который своими силами она вернуть не может.

И только Россия и Германия долго, упорно и уже почти бессмысленно пытаются убедить украинских руководителей, что лучше выполнить Минск, и под российско-германские гарантии сохранить хоть что-то, хоть малую часть былого, чем потерять всё, заодно, вместе с остатками государства, поставив под удар собственную жизнь и благополучие.

Не внемлют и поэтому мы видим по тексту коалиционного соглашения, что германская политика, оставляя в неприкосновенности традиционную риторику, начинает перестраивать реальную внешнюю политику из расчёта на то, что уже правительству создаваемой коалиции (коалиционное соглашение ещё должно быть утверждено партийными структурами) придётся работать в мире после Украины и без Украины.

А Минские соглашения, даже не будучи выполненными, очевидно войдут в историю дипломатии, как документ, интегрированный в наибольшее число независимых от него соглашений и резолюций. Во-первых, момента своего подписания, Минские соглашения являются элементом внутреннего украинского законодательства, поскольку требуют изменения Конституции и даже диктуют будущую форму государственного устройства. Во-вторых, минские соглашения интегрированы в резолюцию Совбеза ООН, которой были утверждены (чем их статус был резко повышен). В-третьих, Минскими соглашениями руководствовалась ОБСЕ определяя методы работы и пределы полномочий своей миссии в Донбассе. В-четвёртых, Госдеп вынужден держать целого спецпредставителя по Украине, вся функция которого заключается в техническом обеспечении выполнения Минских соглашений. При том, что США не являются участником или гарантом этих соглашений. Наконец, в пятых, минские соглашения стали частью внутреннего законодательства Германии, поскольку внешнеполитические прерогативы нового Кабинета существенно ограничены коалиционным соглашением именно в части, требующей выполнения Минских соглашений.

Новости партнеров

В общем, очень интересный документ, с нестандартной судьбой и постоянно вскрывающимися новыми особенностями и новыми возможностями влияния на третьи страны.

ukraina.ru





«Победа Украины понравится не всем»: Зеленский намекнул на свою грядущую капитуляцию

Но этот намек надо уметь правильно прочитывать Анализировать публичные высказывания Владимира Зеленского — это так себе занятие. Президент Украины может с легкостью сегодня сказать одно,...

Белоруссия подготовилась к отражению интервенции

Радикальная белорусская оппозиция готовится захватить Кобринский район, чтобы затем потребовать ввода натовских войск на территорию республики. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. По...

Как решить проблему бесконтрольной миграции

Президент между строк подтвердил, что называется, худшие опасения. В том плане, что проблему бесконтрольной миграции со всеми её бедами не решить одним Окончательным Указом. Придется...

Читайте также

Алексей Живов. Танк будущего

Ранее уже писал о том, что танки в своем классическом виде свой век отжили....

Палата представителей США приняла проект о дополнительной помощи Украине

Палата представителей США на внеплановой субботней сессии приняла законопроект о дополнительной помощи Украине почти...

Шкуру русского медведя делят на пять

Целых пять сценариев нашего будущего предложил вниманию общественности видный американский специалист по России Стивен...