ГлавноеАналитикаРоссия и Китай создадут Полярный шелковый путь

Россия и Китай создадут Полярный шелковый путь

Опубликовано

Брошенная, казалось бы, в шутку российским президентом фраза, сказанная представителям Китая на церемонии первой погрузки сжиженного газа на заводе «Ямал СПГ»: «Шелковый путь дотянулся до самого Севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно, и Северный морской путь сделаем Шелковым», — оказалась «пророческой». Но и сугубо прагматичной.

Видимо, как шутят в интернетах, «Путин что-то такое знал».

Новости партнеров

И вот в опубликованной в минувшую пятницу Госсоветом КНР первой «Белой книге» по политике Китая в Арктике — прямое и недвусмысленное заявление. Китай намерен «совместно с другими государствами» создать морские торговые пути в Арктическом регионе в рамках инициативы «Полярный шелковый путь».

Какое тут единственно возможное «другое государство» имеет место быть — объяснять, видимо, никому не стоит. Достаточно просто открыть географическую карту. Есть, конечно, еще США и Канада — но они к идее «Шелкового пути» отношения не имеют. А Норвегия сама по себе  не представляет значимой ценности в рамках китайского мегапроекта.

«Могут быть сделаны конструктивные шаги по координированию стратегий развития с арктическими государствами, — говорится к китайской стратегии. — В первую очередь для содействия совместным усилиям по созданию морского экономического коридора между Китаем и Европой через Северный Ледовитый океан. Китайские предприятия поощряются за участие в развитии инфраструктуры для этих путей и за совершение пробных коммерческих плаваний в соответствии с законодательством и соответствующим регулированием».

Почему у Китайской Народной Республики имеется интерес к Северному морскому пути? Потому, предположим, что любые другие трансъевразийские морские перевозки с точки зрения долгосрочной перспективы могут оказаться крайне нестабильными, прежде всего в плане безопасности.

Да и их, возможных маршрутов, в принципе, не так уж и много.

Наиболее понятный, конечно, — нынешний «базовый» маршрут через Суэцкий канал и Средиземное море. Но даже с учетом планируемого расширения он и на сегодняшний день уже, во-первых, перегружен. Во-вторых, Ближний Восток — вполне очевидная зона нестабильности. Ну и, наконец, в-третьих, никто не знает, как в той или иной ситуации поведут себя подлинные «хозяева бутылочного горлышка»: а это всегда риск.

Другой потенциальный маршрут, через Центральную Америку — будь то существующий Панамский или гипотетический пока Никарагуанский канал, — также не совсем рационален, но уже по другим причинам. Им имеет смысл пользоваться при азиатско-американской торговле, которую также планируется развивать, а «чесать левой ногой за правым ухом» прагматичным китайцам не столь интересно. Равно как и вести свои торговые пути в Европу по древнему маршруту Васко да Гамы, огибая мыс Доброй Надежды.

Новости партнеров

Следовательно, по-настоящему стратегический, долгосрочный интерес могут вызывать только два оставшихся полярных маршрута.

Есть американский Northwest Passage (Северо-западный проход), впервые пройденный по воде еще Руалем Амундсеном в начале прошлого века, но тут есть определенные проблемы. Прежде всего — с Канадой, которая считает, что Northwest Passage проходит через ее территориальные (внутренние) воды, со всеми, что называется, вытекающими последствиями. Плюс, собственно, США: иметь торговую магистраль под контролем стратегического конкурента не хочется никому.

И есть наш Северный морской путь, что куда более логично и привлекательно для наших стратегически мыслящих соседей из КНР.

Для нас же, в свою очередь, деятельное участие китайских товарищей в освоении Северного морского пути привлекательно не только и не столько в виде возможных инвестиций. Для нас китайцы тут прежде всего интересны с точки зрения постоянных «приобретателей услуг»: от нашего ледокольного флота до портовой перевалки. И это абсолютно правильно, ибо в «услугах» СМП, конечно, будут заинтересованы и японцы, и корейцы, и Вьетнам. И, разумеется, страны Евросоюза.

Но главным «оптовиком транзита», вне всякого сомнения, на СМП может быть только Китай.

И отнюдь не случайно еще в конце прошлого года российские и китайские ученые-кораблестроители договорились вместе разрабатывать новые арктические технологии исследования океана, моделирования ледовых нагрузок и анализа прочности судов. Соглашение об этом в декабре прошлого года было подписано в Петербурге представителями Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и Китайского исследовательского центра по судостроению.

Это, вероятно, только первые шаги.

Китай ведь заинтересован не только в транзите, но и в совместном с Российской Федерацией (а без нас тут никак) освоении природных богатств Арктики. А мы, в свою очередь, кровно заинтересованы в развитии арктической инфраструктуры: регион этот весьма богатый, но, что называется, сложный.

Новости партнеров

И применение в его освоении найдется, в общем, и российскому арктическому опыту и военной мощи (неслучайно мы сейчас так активно вкладываемся в военную составляющую Арктики: богатства надобно уметь защищать), и китайским деньгам и даже некоторым технологиям, в которых китайские товарищи нас опережают.

И поэтому то, что и власти Российской Федерации, и власти Китайской Народной Республики приблизительно одинаково видят необходимость кооперации в освоении этого региона — очень хороший знак. Добрососедство и совместные интересы — лучший способ налаживания сотрудничества, причем далеко не только в «арктических областях».

Впрочем, не нужно никакого шапкозакидательства и преждевременных радостных реляций. Китайцы — надежные, но, что называется, очень сложные партнеры.

Впрочем, и мы не так уж просты. Пока опыт сотрудничества внушает оптимизм.

ria.ru





«Как в Первую мировую». На что пришлось пойти российским военным

Малозаметные и быстрые беспилотники стали одним из самых смертоносных видов вооружений во время конфликта на Украине. Теперь, похоже, нашли наиболее эффективный способ борьбы с...

Белоруссии предстоит своя СВО

Президент Белоруссии ярко выступил на Всебелорусском народном собрании. Можно даже сказать "зажег". Запомнились прекрасные определения внутренних врагов: "Тихушки и лохушки <…> призвали уничтожить Белоруссию...

Война на Украине — это лишь одно из направлений наступления на Россию

Вчерашнее заявление Александра Лукашенко о том, что белорусская прозападная оппозиция планирует захватить Кобринский район Брестской области, а затем обратиться к НАТО, чтобы альянс ввёл...

Читайте также

«Все только начинается». Москва получила нового союзника в тылу Украины

Власти Молдавии заподозрили членов "Победы" в госизмене Опальный молдавский миллионер Илан Шор объединил все свои...

Эрдоган заявил об установлении нового порядка в Закавказье

В регионе Южного Кавказа устанавливается новый порядок, премьер-министр Армении понимает это, заявил президент Турции...

США провели перезагрузку войны на Украине

Самое главное последствие поддержки Палатой представителей США пакета помощи Украине заключается в том, что...