ГлавноеАналитикаПрибалтийские сестрицы оттаскали друг друга за рельсы

Прибалтийские сестрицы оттаскали друг друга за рельсы

Опубликовано

Литва разобрала важный участок железной дороги, подорвав экономику Латвии

Вообще-то, рельсовую войну Вильнюс объявил Риге еще в 2008 году, разобрав 20-километровый участок железной дороги, ведущей из литовского Мажейкяя в латвийский Реньге, но лишь сейчас скандал подходит к финалу. Еврокомиссия готовит решение о санкциях для литовской государственной железнодорожной компании Lietuvos geležinkeliai, а Рига тем временем укрепила позиции нотой в адрес Вильнюса с требованием восстановить этот участок.

Балтийские сестрицы поссорились из-за банальных денег, но вину за конфликт, похоже, несет одна сторона — Литва. Она разобрала участок железной дороги, чтобы, видимо, улучшить позиции Клайпедского порта на рынке. Во всяком случае, именно так и произошло независимо от объяснений Вильнюса. Дело в том, что в Мажейкяе находится нефтеперерабатывающее предприятие, откуда идет большой грузопоток. Как заявил министр путей сообщения Латвии Улдис Аугулис, только в этом году оттуда ушло уже 1,5 миллиона тонн грузов. Когда существовал участок дороги на Реньге, он был самым коротким путем в порты Латвии. Фактически после исчезновения этих 20 километров осталась без мажейкяйских грузов Лиепая, зато они прямиком пошли в Клайпеду.

Новости партнеров

Напрямую обвинять Литву в сознательной ликвидации участка железной дороги у Латвии не получалось, так как в 2008 году Вильнюс дал объяснение: Дорога на Реньге требует ремонта. Но ремонт «затянулся», а выгодополучателем оказалась Литва.

Рига все эти годы то уговаривала, то безуспешно требовала от Вильнюса восстановить участок. Но, наверное, Риге было неудобно жаловаться в верха на сестрицу, пытались добиться решения по-хорошему, дипломатическими методами. Однако в 2011 году в спор вмешалась польская компания Orlen, которой после долгих и постыдных перипетий досталось предприятие в Мажейкяе. Ранее Литва отказалась от участия российских компаний в приватизации советского НПЗ В этом городе, передала предприятие американской фирме «Вильямс интернешнл», которая наделала долгов и сбежала.

И вот Orlen, поставляющая топливо с этого НПЗ и в Латвию, пожаловалась в Еврокомиссию. Поляки обвинили Литву в нечестной конкуренции.

В 2013 году Еврокомиссия начала официальное расследование по факту возможного злоупотребления литовскими железными дорогами Lietuvos geležinkeliai в качестве монополиста. Однако Вильнюс попытался выбить этот козырь. Новый премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис, как сообщается, предложил польской компании выгодные тарифы на перевозки с условием, чтобы та не требовала восстановления железной дороги на Реньге. Похоже, договорились. В июне этого года Lietuvos geležinkeliai и Orlen подписали обновленное соглашение по тарифам. Скидка со стороны Литвы не указана, но известно, что поляки просили у Вильнюса сбросить 200 миллионов евро за девять лет. Вокруг этой суммы и шел спор.

Эта договоренность вызвала гнев латвийской стороны. Вице-президент латвийских железных дорог Latvijas dzelzceļš Айвар Стракшас сделал вывод: сделка между Литвой и польской компанией по сути является признанием Вильнюса в сознательной ликвидации участка дороги на Реньге и нежелании его восстанавливать. А парламентский секретарь министерства путей сообщения Латвии Эдгарс Таварс заявил: «Это ясное политическое решение правительства Литвы — ограничить свободную торговлю в отношении портов Латвии».

Риге обидно еще и потому, что работы на разобранном участке — с гулькин нос. По словам Улдиса Аугулиса, Латвия могла бы на своей части дороги восстановить движение буквально за сутки. Министр похвалил МИД своей страны за ноту, направленную в Вильнюс, с требованием восстановить рельсы на Реньге.

Что грозит Литве за столь недружественное, но очень выгодное для себя отношение к соседке? Эксперты прикинули: доходы Lietuvos geležinkeliai от грузоперевозок в прошлом году составили 350,4 миллионов евро. По правилам Евросоюза, за нарушение конкуренции может быть определен штраф в размере до 10% оборота компании за предыдущий год, то есть 35 миллионов евро.

Новости партнеров

Однако сомнительно, что Литва пойдет навстречу своей балтийской сестрице в случае «приговора» Еврокомиссии. Польскому концерну уже сделали большую скидку аж до 2024 года. 35 миллионов — максимальный, но не такой уж и большой и вовсе не обязательно именно такой штраф. Вильнюс взвесит решение Еврокомиссии на весах выгоды, а не добрососедства. Вряд ли штраф перевесит. К тому же его можно обжаловать в суде ЕС в Люксембурге. Если штраф не отменят, то его уплата все равно оставит обязанность восстановить дорогу. Но что из этого? Девять лет Вильнюс мурыжил просьбы Риги вернуть рельсы на Реньге. Помурыжит и еще как -минимум до 2024 года.

Это, кстати, не первая экономическая война между Латвией и Литвой. В середине 90-х никак не могли закончить спор о том, кому принадлежит нефтеносный морской шельф на границе между республиками. Политологи даже начали рассуждать о реальной войне. Но в итоге Литве повезло больше — считается, что шельф на ее стороне.

В конце 90-х была свиная война между сестрицами. Латвия ввела ограничения на импорт свинины — дополнительную пошлину в 70% на ее поставки. МИД Литвы сделал заявление: протекционистские меры Латвии полностью остановили экспорт свинины из Литвы в Латвию. Спором занялась Еврокомиссия. Она пригрозила Риге запретом экспорта латвийского масла в страны ЕС. Сейм Латвии встревожился и принял закон об отмене с 1 июня 2000 года ограничения на импорт свинины.

Что ни говори, а справедлива поговорка «дружба дружбой, а табачок врозь».

svpressa.ru





Украинская «Линия Сырского» трещит сразу в трех местах

OSW: Российская армия будет наступать сразу на 100 километрах фронта, ресурсов на оборону у ВСУ не хватит Российская армия ведет интенсивное наступление на нескольких участках...

Новые оборонительные рубежи ВСУ не остановят армию России

Украина испытывает трудности при строительстве нового рубежа обороны. Оппозиция критикует офис Зеленского за промедление, а западные СМИ пишут о проблемах, возникающих на местах при...

«Россия показала высший пилотаж». С чем столкнулись украинские военные

Потребности ВСУ в пополнении увеличиваются с каждым днем, однако с новобранцами в стране туго. Мужчины всеми силами уклоняются от службы в армии, а президент...

Читайте также

Война с террором – надолго

С разгромом нацистского режима ничего не кончится Спор о том, кто именно стоит за терактом...

Юрий Баранчик: Интересы США и Британии сильно расходятся по украинскому конфликту

Госсекретарь США Блинкен осудил теракт в Москве и заявил о "солидарности с народом России". "Соединенные...

Как будут искать организаторов и заказчиков теракта в «Крокусе»

Владимир Путин заслушал доклады спецслужб и правоохранительных органов о ходе расследования теракта в «Крокус...