ГлавноеАналитикаВ космосе - русские истребители

В космосе — русские истребители

Опубликовано

Истребитель-перехватчик МиГ-41 сможет выполнять задачи в космосе

До целых эскадрилий истребителей-перехватчиков на орбите дело дойдёт, видимо, не скоро. Но Россия, похоже, близко подошла к такому будущему, раз лично генеральный директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко открыто объявил, что перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП) МиГ-41 сможет выполнять задачи в космосе. «Мы уже этим занимаемся, — заявил он в эфире телеканала «Звезда». — Для нас это естественное развитие самолета МиГ-31. Технологически это будет совершенно новый самолет. Новые технологии, незаметность, работа в космосе, новые скорости, новый радиус».

По словам Тарасенко, ПАК ДП хоть и является развитием проекта МиГ-31, но будет не его глубокой модернизацией, а «абсолютно новым самолетом». В перспективе «этот проект будет переводиться в беспилотный», — сказал глава РСК «МиГ».

Самолёт в космосе?

Ещё со школьных времён все знают: самолёт в космосе летать не может. Он передвигается, опираясь на воздух, а в космосе, как известно, вакуум. За счёт чего там держатся космические аппараты? За счёт того, что уравнивают свою скорость так, чтобы она компенсировала притяжение земли. Для околоземной орбиты — это около 8 км/с.

Может ли самолёт достичь такой скорости? Пока про такое не было слышно. Да и, вообще, для того, чтобы забраться на орбиту при нынешних ракетных топливах нужно использовать многоступенчатую систему. Проекты запуска неких «орбитальных самолётов» с самолётов-носителей в высоких слоях атмосферы умы будоражат уже давно, но энергетика пока этого не дозволяет.

Но прогресс не стоит на месте. Проект «Бурана» и американские «шаттлы» доказали, что если самолёт как-то на орбиту доставить, то там он вполне подвижен, а главное, сможет самостоятельно приземлиться. Значит, если придумать какие-то более высокоэнергетичные топлива, то можно работать и над системой взлёта и посадки с аэродрома и на аэродром. А это уже — авиация, а не космонавтика. Пока, во всяком случае.

В России начали такую работу?

Об этом пока не слышно. Или сильно засекречена такая работа, или не начинали.

А МиГ-41?

Новости партнеров

Заметим: летать в космосе и выполнять задачи в космосе — несколько разные вещи. Некоторые задачи в космосе можно выполнять вообще с Земли. Например, комплекс С-500, который может сбивать не только воздушные, но и космические цели.

Но чтобы точнее разобраться с тем, какие задачи сможет решать МиГ-41, логично будет оттолкнуться от тех задач, что решает сегодня его предтеча МиГ-31.

Что такое МиГ-31?

Это двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Создан в 1970 годах, на вооружении — с 1981 года. Истребитель четвёртого поколения. Скорость — до трех тысяч километров в час. Боевой радиус — 720 километров. Вооружение — шестиствольная пушка калибра 23 мм с боекомплектом на 260 выстрелов, шесть точек подвески для ракет «воздух-воздух» разных типов. Способен обнаруживать цели на дальности до 320 километров и поражать их с 280 километров. Как говорят военные, группа из четырёх МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью 900 — 1200 километров по фронту.

Основное его предназначение — перехват стратегических бомбардировщиков противника, его самолётов-разведчиков, крылатых ракет. Кроме того, уже этот самолёт мог «работать в космосе» — он был способен перехватывать и сбивать спутники на низких орбитах.

Вот на этой базе аналитики в области ВПК и пытаются анализировать, что будет представлять собою МиГ-41.

Высказывания и предположения

МиГ-41 — скрупулёзно засекреченный проект. Общественности о нём не известно практически ничего. Только то, что говорят уполномоченные лица.

А что они говорят?

Вице-президент Объединенной самолетостроительной корпорации Сергей Коротков: работы над созданием МиГ-41 продолжаются; это будет машина нового поколения, которая заменит высотный истребитель-перехватчик МиГ-31; в создании новой машины принимают участие не только конструкторы ОКБ им. Микояна, но и представители других предприятий оборонной отрасли; разработки ведутся по заданию, которое было подготовлено Министерством обороны.

Главком авиации Виктор Бондарев: разработка нового истребителя-перехватчика активно ведётся; в 2017 году ожидается начало опытно-конструкторских работ; принятие на вооружение планируется в 2025 году.

Лётчик-испытатель Анатолий Квочур в 2014 году сказал, что скорость самолёта должна была достигать 4,3 Маха. Это приблизительно 5,2 тысяч км/час.

Не очень далеко до орбитальной, 1-й космической скорости…

Отсюда специалисты и начинают выступать со своими острожными предположениями. В беглом пересказе они сводятся к следующему:

Маловероятно, что МиГ-41 будет похож на МиГ-31, поскольку с 1975 года, когда тот впервые понялся в воздух, технологический прогресс в авиастроении сделал огромный рывок.

Скорость уровня 4 Маха и больше требует особого подхода к температурной стойкости машины при трении о воздух. Значит — какие-то новые и суперэффективные композиционные материалы для планёра. Эти же материалы уже помогают добиваться пониженной радиолокационной заметности, а над этим вопросом просто обязаны — по нынешним временам — скрупулёзно работать конструкторы.

Сочетание скорости и малозаметности заставит максимально «загладить» фюзеляж, что означает укрытие всего оружия внутри корпуса самолёта.

Радиус действия вряд ли может быть меньше, нежели на МиГ-31, а вот увеличение скорости почти в два раза заставляет предполагать, что и дальность увеличится соответственно (хотя и не обязательно) — до 1300 км.

На орбиту самолёт, как мы выяснили, выходить вряд ли сможет, но вот подниматься почти в космос, то есть в очень высокие слои стратосферы, ему будет необходимо. Значит необходимы соответствующие требования к герметичности конструкции, к защите пилота.

Вооружение явно потребует ракет «воздух-воздух» повышенной дальности и мощности. Такая разрабатывается, и Царьград о ней писал, это ракета РВВ-БД с двухрежимным твердотопливным двигателем. Кроме того, можно предполагать, что общее количество ракет на борту будет повышено, а из них хотя бы парочка будет достаточно «умными», чтобы сбивать ракеты противника в космосе и/или спутники наведения.

Поскольку можно уверенно предполагать, что на смену нынешним поколениям ракет — точнее в продолжение им — приходят ракеты гиперзвуковые, то МиГ-41 должен быть оснащён вооружением и против них. У американцев есть проект гиперзвуковой ракеты Boeing X-51 со скоростью до 6 тыс. км/час. Задача борьбы с ними должна будет входить в перечень технических возможностей МиГ-41. В принципе, разница в обещанных скоростях не так уж велика, приспособиться можно. А вот как конкретно сшибить ракету, летящую в оболочке из плазмы, — вопрос. Хотя, возможно, ответ будет простым — головка теплонаведения?

Как бы то ни было, сама работа над таким аппаратом в российских НИИ и КБ должна дать новые и новые толчки в различных направлениях науки и техники.

tsargrad.tv