ГлавноеАналитикаСкромное обаяние непреклонной любезности

Скромное обаяние непреклонной любезности

Опубликовано

Зачем нужны «бесполезные» минские соглашения и «нормандский формат»

У экспертов и политиков, тоскующих по сильной и жёсткой России, которая диктовала бы свои условия всему миру, вновь нашёлся повод для горьких размышлений. Телефонные переговоры между лидерами «нормандской четвёрки» завершились, как и ожидалось, безрезультатно, а Украина, наотрез отказывающаяся выполнять минские соглашения, осталась без заслуженного нагоняя, тогда как Россия так и продолжает оставаться в удавке экономических санкций. «А не пора ли нам отказаться от этих реверансов, любезных улыбок, вежливых разговоров ни о чём и хватить кулаком по столу, обязав таки «наших западных партнёров» принудить Киев к выполнению обещанного?» — горестно вопрошают сторонники жёсткой линии. Нужно, подсказывают они, переходить на язык ультиматумов, брать вражин на испуг, демонстрировать не желание договориться на каких угодно условиях, а неуступчивость и вздорность.

Я вот совсем не уверен, что подобная тактика может хоть как-то повлиять на ход военных действий в Донбассе, а ведь судьба нескольких миллионов русских, проживающих в двух мятежных республиках, и есть предмет бесплодного и, кажется, окончательно зашедшего в тупик диалога в рамках «нормандского формата». Надо ясно представлять себе, что, пока Париж, Берлин и примкнувший к ним недавно Вашингтон будут числить Киев в своих союзниках, давление на украинское руководство в связи с полным игнорированием минских соглашений останется чисто номинальным. Рассчитывать на сколько-нибудь серьёзные штрафные меры в отношении уклоняющейся от исполнения своих обязанностей Украины едва ли стоит. Москва, конечно, может хлопнуть дверью и покинуть пространство переговоров, но результатом такого шага предсказуемо станет усиление кровавого безумия на территории Донбасса.

Новости партнеров

И по сей день «Минск» остаётся механизмом сдерживания, позволяющим договариваться хотя бы о перемириях, которые, конечно, очень быстро оказываются сорваны украинской стороной. Но без трёхсторонней комиссии, без очень сомнительных и проблемных контактов на минской площадке не было бы и этих пауз, а количество жертв возросло бы многократно. Горькие упрёки, которые часто можно услышать от самих жителей Донбасса и сочувствующих им россиян, что Кремль не использует всех своих возможностей и ресурсов для защиты этой истерзанной войною земли, понятны, эмоционально оправданны, но едва ли справедливы.

Что из себя представляет соглашение «Минск-2»? Это фактически жёстко и бескомпромиссно прописанный список условий, скрупулезное выполнение которых позволит уберечь граждан двух народных от расправы. Пункты Комплекса мер по реализации, документа, прилагаемого к соглашению, — это непреодолимый заслон на пути тех украинских политиков, которые мечтают, о чём не стесняются время от времени говорить вслух о тотальной карательной операции по зачистке Донбасса. «Нет, — отвечают им страницы документа. — Необходимы амнистия, обмен всех на всех, особый статус для мятежных территорий, выборы, которые легитимизировали бы местные органы власти, правовой статус для местных силовых структур — надежду и опору граждан ДНР и ЛНР. А уж потом возьмём под общий контроль российско-украинскую границу. Но только в таком порядке, никак иначе».

Важно, что с логикой этих мер согласны Франция и Германия, чьи подписи стоят под договором. То есть они прекрасно понимают, что пункты соглашения — это не чья-то злая воля, не игра в одни (донбасские) ворота, а необходимый минимум, элементарная предусмотрительность, рассчитывающая все риски.

То есть Берлин и Париж открыто поддерживают гарантии, которые исключают возможность безнаказанного убийства людей, осмелившихся пойти наперекор Киеву и заявить о своём намерении жить по собственным правилам. А это означает, что при всех разногласиях в трактовках отдельных аспектов соглашения в главном участники «нормандской чертвёрки», за исключением Украины, согласны друг с другом. Жители и граждане ЛДНР нуждаются в защите и особых условиях, обеспечивающих их безопасность. Кстати, уже сегодня Меркель и Макрон, подводя итоги вчерашней телефонной беседы, заявили о том, что минские соглашения нужно выполнять в полном объёме — политическую и военную части договора. Прямо как будто у Путина нахватались — с его неизменной безальтернативностью «Минску».

Да, Пётр Алексеевич продолжает войну, но всё-таки вынужден делать это в сокращённых объёмах, хотя мог бы размахнуться куда шире. Концентрация украинских боевой техники и живой силы на линии соприкосновения такова, что ему ничего не стоит перемешать с землёй с помощью артиллерии и танков большую часть территории республик. Но поле его возможностей не столь широко, поскольку выставлять своих опекунов полными идиотами ему, конечно, никто не позволит. Остаётся Петру Алексеевичу перебиваться с хлеба на воду, развлекая себя ординарными обстрелами и отдельными провокациями.

Да, люди гибнут и по ту, и по эту сторону. Но я повторюсь: не будь «Минска», не будь, пусть и очень номинального, почти невесомого контроля за положением дел, кое-как осуществляемого Францией и Германией, они гибли бы куда чаще. Поэтому отказываться от «нормандского формата» совсем не стоит. Да и от скандала толку не будет, поскольку Москве элементарно нечем напугать Берлин и Париж. Да и к чему лишний раз повышать уровень шума, который и без того на политических площадках вырос за последние годы тысячекратно?

Пусть механизм сдерживания продолжает работать, позволяя республикам использовать имеющиеся у них ресурсы не только для обороны, но и для внутреннего строительства, укрепления и совершенствования экономики, структуры управления. И Россия не самоустранилась, не стоит в стороне, в чём время от времени упрекают её различные сострадающие Донбассу граждане. Без её помощи ни Донецк, ни Луганск не сумели бы платить зарплаты, удерживать на плаву производства, обеспечивать дисциплину и боеспособность своих армий — многого они не сумели бы сделать.

Новости партнеров

И это два параллельных и одинаково важных дела: одной рукой не давать загнуться окончательно мирному процессу,  другой — оказывать всемерную и всестороннюю помощь Донбассу, не глядя ни на какие санкции, обвинения и претензии. Я думаю, что это максимально жёсткая и бескомпромиссная линия, только обёрнутая в упаковку обволакивающей путинской любезности, от которой у иных начинают нестерпимо ныть зубы.

life.ru



Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

Договорняка не будет. Москва не принимает «мирный план» Вашингтона

Итак, после продолжительных переговоров в Москве стало ясно, что ничего не ясно. Точней, договорняка...

Обновленная Стратегия нацбезопасности США содержит сенсационные тезисы

США обновили Стратегию нацбезопасности США, и там есть сенсационные моменты. Это уже серьёзная заявка,...

Только победа: России просто не оставили выбора

Отношение киевской делегации к самой идее переговоров с Россией было хорошо видно на фотографиях...