ГлавноеАналитикаЭкономика национальной безопасности

Экономика национальной безопасности

Опубликовано

В соответствии с законами «О безопасности» и «О стратегическом планировании» подготовлена и утверждена президентская «Стратегия экономической безопасности РФ», рассчитанная до 2030 года. Стратегия введена в действие Указом Президента РФ № 208 от 13 мая.

Документ исходит из того, что в мире идут экономические войны: в нем перечислен ряд угроз, среди которых на первом месте стоит стремление развитых стран использовать свою экономическую мощь во вред другим государствам. И это помимо собственно санкций, которые там тоже упомянуты. Среди других внешних угроз — создаваемые без участия РФ торговые блоки, спекулятивный иностранный капитал, информационная уязвимость банковской системы. Названы и угрозы, так сказать, внешне-внутренние, это наша зависимость от конъюнктуры рынков сырья, связанная со сложившейся в стране хозяйственной моделью. Отмечено отсутствие среди крупнейших мировых корпораций российских — несырьевых.

Новости партнеров

Собственно внутренние проблемы (угрозы) — это низкий уровень инвестиций в реальный сектор, обусловленный как финансовыми причинами, так и недостаточной защитой собственности. Слаба в стране инновационная активность, ограничены масштабы несырьевого экспорта, высоки уровни коррупции и теневой экономики, недостаточно эффективно госуправление. Названы также проблемы в области образования и медицины (образованию посвящен раздел документа), а кроме того — охарактеризованы как избыточные существующие (и по-видимому, продиктованные внешними обязательствами) экологические нормы, повышающие затратность производства.

Цели Стратегии: укрепление экономического суверенитета (а ведь этот термин не всегда у нас считался имеющим право на жизнь), экономический рост, связанный с поддержанием на мировом уровне научно-технического потенциала, развитие оборонной промышленности, повышение уровня жизни населения, то есть, низкий уровень жизни вошел в число проблем безопасности.

Направлений развития перечислено много, понятно, что это в основном изменение вектора в тех сферах, где отмечены проблемы. Следует назвать «оптимизацию регулятивной и налоговой нагрузки» с учетом задач развития. Совершенствование госконтроля за иностранными инвестициями в компании, имеющие стратегическое значение. Предусмотрена комплексная модернизация реального сектора экономики и формирование производственных кластеров, в том числе с льготным режимом. Перечислены различные направления технологического развития, в том числе для преодоления «критической зависимости» от импорта. При этом: «обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики». Тут, видимо, имеются в виду и технологические секреты, с которыми их обладатели не очень хотят расставаться. Режим санкций предусматривает ведь и ограничения по доступу России к технологиям. Совершенствование ответных санкций, кстати, тоже названо одной из мер экономической безопасности РФ.

Концепция «свободно плавающего курса рубля», вероятно, впредь будет не столь прочно занимать свое место в политике ЦБ РФ. Собственно, на днях Эльвира Набиуллина уже об этом обмолвилась. Стратегия предписывает снизить критическую зависимость национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках. Но какими именно мерами это снижение будет обеспечиваться, пока мы не знаем, в целом документ предусматривает разработку ведомствами, в трехмесячный срок, собственных конкретных перечней мер в области экономической безопасности.

Предусмотрено также снижение доли иностранной валюты в российском хозяйственном обороте. Такая мера, как развитие инструментов инвестиционно-ориентированной финансовой политики, в том числе путем мобилизации накоплений, может предполагать развитие облигационного рынка, о чем не раз писал «Эксперт». В целом, на развитие финансовой системы в Стратегии делается упор. Как и на целом ряде мер по территориальному развитию. Концепция упоминает городские агломерации, предполагает выравнивание экономических условий, приоритетное развитие окраин страны, а также Севморпути, БАМа и Транссиба.

Россия, согласно документу, будет выстраивать международно-правовую систему экономических отношений так, чтобы это отвечало ее интересам. Тут можно вспомнить пресловутую Европейскую энергетическую хартию, с ее неблагоприятными для нас аспектами, и констатировать, что действуя в рамках Стратегии, Российская федерация не будет подписывать такого рода документы, а кроме того, будет предлагать свои варианты изменений международно-правовых режимов. Это очень важно, учитывая, например, «газовые споры» в ЕС, а также санкции.

Государство будет поддерживать российские несырьевые компании с тем, чтобы они выходили на уровень глобальных лидеров. Таким образом, в частности, дополнительные перспективы появляются в работе Минэко по созданию «национальных чемпионов» из активно растущих в наукоемкой сфере компаний.

Новости партнеров

Для самых широких деловых кругов важно, что Стратегия постулирует снижение рисков предпринимательской деятельности, «связанных с использованием формальных поводов для ее остановки», а также борьбу с рейдерством и, конечно, коррупцией.

Кроме того, отмечена необходимость противодействия как иностранным попыткам участвовать в направленных против российского бизнеса схемах, так и спецслужбам других государств в их деятельности против стратегически важных отраслей, прежде всего оборонной, энергетической и транспортной.

Стратегия перечисляет элементы экономической безопасности, их названо в общей сложности 40 и предусмотрен мониторинг соответствующих показателей. Можно отметить, что в это число вошла денежная масса (М2), а также число бедных, индекс предпринимательской уверенности и конечно весь ряд основных показателей состояния экономики, таких как уровень ВВП и развитие отраслей, показатели внешней торговли и т. п.

Важен и сам факт, что экономика непосредственно увязана с безопасностью страны и понимается теперь как важнейший, обеспечивающий ее фактор (документ на эту тему был и раньше, с 1996 года, но как актуальный он не воспринимался). А значит, к управлению экономикой нельзя относиться пассивно, лишь наблюдая и прогнозируя пути и скорость ее развития, потому что к национальной безопасности так не относятся.

expert.ru



Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

Договорились в тишине: Кремль и Белый дом неспроста избегают «мегафонной дипломатии»

Перевёрнутые смыслы: как слова Путина о мире становятся угрозой войны Конечно, хочется узнать, о чем...

Мир откладывается — готовится решающая схватка СВО

Развязка украинского конфликта, по оценкам инсайдеров, обещает быть предельно суровой — рассчитывать на скорое...

«Договариваться станет не с кем»: Киеву отправили условия капитуляции

Подготовка к переговорам президента Путина с представителями Вашингтона велась несколько дней. Это были не...