ГлавноеАналитикаКиев ударит демпингом по «Северному потоку-2»

Киев ударит демпингом по «Северному потоку-2»

Опубликовано

«Нафтогаз» согласен снизить тарифы, лишь бы помешать строительству газопровода

Украинский «Нафтогаз» собирается резко снизить тарифы на транзит «голубого топлива» после того, как в 2019 году истечет действующий контракт с «Газпромом». Об этом в немецких СМИ сообщил коммерческий директор украинской компании Юрий Витренко. По мнению киевского руководства, такой шаг позволит сделать украинскую газотранспортную систему намного более рентабельной, чем строящийся «Северный поток-2», а, значит, в нем нет необходимости.

Витренко заявил, что с 2020 года тарифы снизятся примерно на 10%, и это, дескать, позволит украинской ГТС выиграть у «Северного потока-2». Правда, предоставить скидку Украина согласна, только если «Газпром» обеспечит объем транзита не менее 110 млрд. кубометров газа в год. По данным «Укртрансгаза», в 2016 году транзит природного газа из России в Европу через территорию Украины вырос на 23% и составил 82,2 млрд. кубометров. Через «Северный поток» в Германию поступило еще 43,8 млрд. куб. м. газа. Это составляет 56% и 80% загрузки всех мощностей трубопроводов соответственно.

Новости партнеров

Реализуемые «Газпромом» проекты «Северный поток-2» и «Турецкий поток» должны помочь снизить объемы транзита через Украину до нескольких десятков миллиардов кубов. А для украинского бюджета это стало бы ощутимой потерей, учитывая, что сегодня, даже с учетом снижения объемов транзита, он получает за него около 1,8 млн евро в год. Поэтому Украина, наряду с Польшей, является одним из самых ярых критиков проекта.

Примечательно, что до недавнего времени украинское руководство и «Нафтогаз», напротив, говорили о том, что тарифы на транзит занижены и обещали в разы повысить их после истечения контракта. Более того, одна из претензий Киева к «Газпрому» в Стокгольмском арбитраже заключается именно в том, что российская компания, якобы, слишком мало платила за транзит. В сумме с претензиями по недостаточному объему прокачанного газа «Нафтогаз» претендовал на 10 млрд евро.

Однако теперь Киев сменил тактику и утверждает, что готов брать за транспортировку газа на 10% меньше, лишь бы европейские компании отказались от строительства «Северного потока-2».

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что эта инициатива — лишь очередная попытка привлечь к себе внимание и уговорит европейцев заблокировать «Северный поток-2».

— Такое ощущение, что украинские власти совершенно запутались в том, кому и какие мессиджы направлять. Они сами подали иск в Стокгольмский арбитраж, в котором черным по белому написано, что они все годы действия контракта переплачивали за газ, а «Газпром», наоборот, недоплачивал им за транзит. Поэтому им нужно компенсировать эти потери. Но если вы обещаете еще больше снизить тарифы на транзит, значит, они действительно были несправедливыми, только в другую сторону. «Нафтогаз» должен будет доплатить «Газпрому» в рамках своего же иска.

Конечно, это абсурд. Просто сегодня им выгодней говорить не о «кровавом Газпроме», который постоянно зажимает Украину и навязывает несправедливые цены. Они пытаются доказать европейцам, что проект «Северный поток-2» — проект политический, потому что с точки зрения экономики прокачивать энергоносители по территории Украины гораздо выгодней. А раз «Газпром» жертвует собственной выгодой ради того, чтобы идти в обход Украины, это политика, и Европа не должна давать разрешение на реализацию проекта.

— Какие шансы на то, что Киеву это удастся? И как эта инициатива скажется на судьбе «Северного потока-2»?

Новости партнеров

— Думаю, в Европе сейчас идет активное обсуждение этого вопроса. В «Газпроме» говорят, что это самый надежный маршрут без посредников и транзитеров. Более того, он еще и выгоден экономически. Во-первых, там ставка на транзит ниже, а во-вторых, эту ставку «Газпром» будет платить сам себе.

— Почему?

— Потому что единственная компания-оператор «Северного потока-2» — это «Газпром». За транзит газа он будет платить собственной дочерней структуре. Конечно, остается себестоимость прокачки газа, но оставшуюся маржу «Газпром» будет оставлять себе. Поэтому европейцы в обсуждениях с Украиной приводят эти факты и говорят: «Вот видите, это действительно экономически выгодно, а вы что можете предложить?» Вот они и начинают придумывать такие варианты и пытаться доказать европейцам, что они самые рентабельные, а все, кто против — политически ангажированы.

При этом в «Нафтогазе» забывают, что они не только подали иск в Стокгольмский арбитраж по поводу того, что тариф на транзит газа занижен, они еще и подняли его в одностороннем порядке в конце 2015 года. «Газпром» же продолжает платить по контракту, и спорные суммы также переходят в арбитраж. Украине очень сложно будет отыграть назад.

— Почему они так рискуют перед рассмотрением дела в арбитраже?

— Потому, что в их предложении есть еще один важный момент. Они говорят, что скидка на транзит будет предоставлена только в случае подписания долгосрочного контракта на транзит российского газа через Украину. Тем самым Витренко озвучивает новые правила игры. Если Евросоюз или американцы запретят «Газпрому» строить обходные газопроводы, тогда Украина может продать свою ГТС западным компаниям. Они как бы говорят: «Если вы снова загоните „Газпром“ в украинскую трубу хотя бы на десять лет, мы продадим вам эту структуру, и вы будете получать часть маржи». В Киеве ведь тоже понимают, что если загрузки трубы не будет, инвесторы не придут, а Украина во многом потеряет свою роль в международной политике.

— Если рассматривать предложение Украины по существу, действительно ли снижение тарифа приведет к тому, что транзит через ее территорию станет выгоднее «Северного потока-2»?

— Во-первых, это очень сомнительно, потому что сейчас «Северный поток» гораздо выгодней транзита через Украину, и скидка в 10% кардинально ситуацию не изменит.

Новости партнеров

Кроме того, рентабельность не ограничивается одними тарифами на транзит. Украина настаивает, что если Россия продолжит ей платить, все будет прекрасно. Но на самом деле необходим колоссальный объем средств для модернизации трубы. Пониженные тарифы таких средств не дадут, так на что же украинцы будут ремонтировать свою ГТС? А ведь по последним подсчетам нужно потратить около семи миллиардов долларов на модернизацию этой системы. В эту сумму почти укладывается строительство «Северного потока-2».

Наконец, еще один вопрос в том, откуда возьмутся 110 миллиардов кубов газа для прокачки через Украину. В 2016 году объем составил 80 миллиардов с небольшим. Для того чтобы взять еще 30 миллиардов, придется снимать какие-то объемы газа, которые идут в Европу через газопровод «Ямал-Европа» или первый «Северный поток». Это фантастическая история, и украинская сторона совершенно перемудрила с цифрами.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов указывает на то, что как бы Украина ни снижала тарифы, «Северные потоки» все равно будут рентабельней.

— Киевские власти сначала говорили о том, что немедленно повысят тарифы на транзит, причем существенно. Теперь они понимают, что их позиция становится более проигрышной, и придумывают другой вариант — снизить тариф, чтобы сохранить действующий транзитный статус своей страны. Но нужно понимать, что помимо политических соображений о том, надежный ли транзитер Украина, есть еще и экономика.

«Газпром» все больше газа добывает на Ямале, и объемы будут только расти. Если посмотреть на северный коридор (Бованенково-Ухта, Ухта-Торжок), который идет к «Северному потоку», то он позволяет поставить газ в Германию по гораздо более короткому маршруту, чем через Украину — примерно 4000 километров против 6000. Поэтому этот путь значительно дешевле, вне зависимости от существующего на Украине тарифа на транзит.

Кроме того, давление на газопроводе «Бованенково-Ухта» в трубах составляет 120 атмосфер, а дальше — под 90 атмосфер. В центральном же коридоре — давление максимум 75 атмосфер. Получается, что для прокачки по центральному коридору тратится больше газа, чем по северному, что выходит дороже для компании. Наконец, на северном коридоре стоят более современные трубы и оборудование, и за счет этого транспортировка также обходится существенно дешевле. Поэтому как бы Украина ни снижала тарифы, «Газпрому» будет дешевле качать по северному маршруту.

— В Европе ведь это тоже знают, на что рассчитаны такие инициативы «Нафтогаза», на то, что политика окажется важнее экономики?

— Украина уже не знает, что придумать, чтобы привлечь к себе внимание. Они прекрасно понимают, что как только заработает «Северный поток-2», их роль в мировой политике и экономике будет снижаться, вот они и пытаются всеми силами удержать этот статус и придумывают такие нестандартные ходы.

svpressa.ru





ISW: Освобождение Часова Яра станет ключом к Донбассу

Российские войска подходят все ближе к Краматорско-Славянской агломерации, где ожидаются основные бои Российские войска вплотную приблизились к окраинам Часова Яра, за чем последует неминуемое окружение...

Запад решил уничтожить сербов: «Счет пошёл на часы»

Президент Сербии предупредил свой народ, что его вновь, как уже было в печальной сербской истории, ожидают тяжелейшие испытания. И пообещал рассказать сербам, что их...

На войну приглашаются европейцы второй категории

Считается, что система двусторонних соглашений стран НАТО с Киевом позволит коллективному Западу воевать с Россией как бы исподтишка, не опасаясь жёсткого ответа. Они уверены?.. Западные...

Читайте также

Новые оборонительные рубежи ВСУ не остановят армию России

Украина испытывает трудности при строительстве нового рубежа обороны. Оппозиция критикует офис Зеленского за промедление,...

Ночной налёт на Киев: центры принятия решений покрошили «Кинжалами»

Буданов пропал из эфира после удара по ГУР В ночь на 21 марта ВКС РФ...

ВС России авиаударом уничтожили высокоранговых офицеров ВСУ

Аналитик Центра геостратегических исследований Лукас Лейрос в статье для InfoBRICS сообщает, что в результате...