ГлавноеАналитикаАсад становится ключевой фигурой на Ближнем Востоке

Асад становится ключевой фигурой на Ближнем Востоке

Опубликовано

Как сообщил пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков, президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган провели телефонный разговор, в ходе которого обсудили, среди прочего, ситуацию в Сирии. Если судить по сообщениям турецких СМИ, это был второй телефонный разговор двух глав государств после сирийского «ракетного кризиса». О первом Эрдоган рассказывал в прямом эфире турецкого телеканала Kanal 7. Выражая поддержку предпринятых американцами военных действий против Сирии, он отмечал, что говорил на эту тему с президентом России Владимиром Путиным. Как заявил тогда Эрдоган, «если уважаемый Путин до сих пор, несмотря на то, что прошло три дня, не может понять: стоит ли за этой атакой Асад или нет, это нас расстраивает».

В промежутке состоялись и телефонные разговоры между главами МИД Турции и России Мевлютом Чавушоглу и Сергеем Лавровым. После этого Чавушоглу публично сообщал, что изначальное заявление США о том, что «решать вопрос о будущем Сирии должны сами сирийцы, придали Асаду еще большей смелости», России «нужно прекратить настаивать на том, чтобы он остался у власти». При этом, по словам турецкого министра, Анкара считает, во-первых, «соблюдение перемирия важнейшей задачей в Сирии», и, во-вторых, «не желает делать выбор между Россией и США, а хочет продолжать поддерживать сбалансированные отношения с этими странами». Помимо того, Чавушоглу предлагал «создать в Сирии переходное правительство, которое сможет подготовить страну к выборам, подготовить новую конституцию». Не сидел сложа руки и премьер-министр Турции Бинали Йылдырым. В ходе телефонного разговора с вице-президентом США Майклом Пенсом он призвал Америку «сосредоточиться на работе по созданию зон безопасности в Сирии» и выражал готовность «оказать любую помощь по сирийским вопросам».

Новости партнеров

Так Анкара пыталась вывести борьбу с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) из эпицентра глобальной борьбы и перевести все стрелки на Дамаск, навязывала Москве принятие американской повестки по Сирии, которую Турция самоуверенно намеревалась сформировать, откровенно намекая, что это она может выбирать «между США и Россией». При этом, судя по всем признакам, Анкара не испытывала сомнений относительно того, что президент США Дональд Трамп приступил к реализации силового сценария на Ближнем Востоке, по какой причине и Россия тоже окажется перед непростым выбором. Почему Турция повела в конкретной ситуации себя именно так, пока остается загадкой с многими неизвестными. Отметим, что, пресс-секретарь президента России, признавая в беседе с журналистами наличие разных подходов у Москвы и Анкары в вопросе оценок действий США в Сирии, оценивал такое поведение Турции как «очередную торговлю и попытки занять выгодную позицию за столом переговоров в Астане и Женеве путем нагнетания ситуации», а также «очередной пиар-ход Эрдогана», направленные на запугивание «электората и сплочения народа против внешней угрозы». Вместе с тем, Песков указывал, что со стороны Анкары «звучат только» пустые слова», и не видно «пока нет никаких конкретных шагов».

Так-то оно так, но избирательная компания в Турции в связи с предстоящим референдумом по изменению Конституции сопровождается антизападной риторикой, поэтому смена позиции Эрдогана в сторону солидарности с США выглядит по меньшей мере странной, если за этим не усматривать геополитический расчет. К тому же в конкретной ситуации Анкара оставляла в одиночестве перед Вашингтоном не только Москву, но и Тегеран, демонстрируя, что в сложившемся на сирийском направлении альянсе между этими странами она выполняет роль «белой вороны». Иначе выглядела бы ситуация, если бы Турция в конкретном вопросе о ракетном ударе США по Сирии показала солидарность с Россией и Ираном. А так ее загнали в угол, это очевидно уже по ходу саммита глав МИД «Большой семерки» в Лукку, где Анкара оказалась в роли приглашенного гостя. Ведь G7 отказалась от введения новых санкций против России, а проблема Асада была переведена в разряд «дискуссионных» с тезисом — «Сирия имеет право самостоятельно решать свою судьбу». После таких сдвигов Анкаре оставалось только наблюдать за переговорами в Москве госсекретаря США Рекса Тиллерсона, когда был обозначен «сирийский компромисс» — главным названа борьба с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

После этого Трамп в интервью газете The Wall Street Journal заявил, что Вашингтон не станет требовать отстранения от власти президента Сирии в качестве обязательного условия для мирного урегулирования в этой стране, что сам он «не будет глубоко вмешиваться в сирийский конфликт», так как «есть другие битвы, которые гораздо важнее для нашей страны, и нам не нужна эта трясина». Такого хода событий в Турции никто не предполагал. Если сейчас говорить о каких-то серьезных изменениях в американской политике на сирийском направлении, то они явно не в пользу Турции, особенно в свете геополитических перспектив, появляющихся на севере Сирии. При это сирийские проблемы не закончатся после того, как будет нанесен удар по джихадистам. Но для Анкары парадокс заключается в том, что объективно в игре сверхдержав Асад становится ключевой фигурой, не Эрдоган. Многие сейчас понимают, что лучше, чтобы Сирия контролировалась ее действующим президентом, нежели получить взамен в перспективе страну, охваченную хаосом. Это констатация факта.

Пока не ясно, какой будет долгосрочная стратегия Трампа на Ближнем Востоке. В борьбе против ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) США предпочитают делать большую ставку на курдское ополчение — «отряды народной самообороны» — в Сирии, несмотря на то, что Турция, партнер Вашингтона по НАТО, выступает категорически против. Худшее, что может произойти для Анкары — это если сирийские курды получат безопасную зону на севере Сирии, после чего она станет связующим звеном между всеми территориями, контролируемыми курдами сегодня. Неизбежным тогда окажется конфликт, повстанческая война, который захватит и Турцию. Сейчас Эрдоган заявляет, что Анкара не позволит «создать новое государство у наших границ», а также перекроить «карту региона и мира в целом». В телефонной беседе с Путиным соглашается с тем, что необходимо «скорейшее проведение объективного и тщательного расследования инцидента с химическим оружием в Сирии». Но может быть с этого и надо было начинать?

regnum.ru



Запад раскалывает свара за контроль над киберпространством

«ЕС должен быть распущен», требует американский миллиардер Илон Маск. А все потому, что Европа, по мнению госсекретаря США Марка Рубио, совершила «нападение на все...

Алексей Живов: Нашим ИЛам пора летать

Кроме ИЛ-96М Воронежский ВАСО должен был уже давно начать производство необходимого для армии и логистики ИЛ-112. Не смотря на 100%-ю готовность самолета, никакого движения...

Юрий Баранчик. Кому в Европе нужна война

В контексте идущей СВО в СМИ и в соцсетях, по понятным причинам, основное внимание уделяется ходу боевых действий, конкретным боевым эпизодам, картам ЛБС и...

Читайте также

Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии

Финляндия начала выход из украинского проекта по сдерживанию России, который обошелся ее экономике очень...

Вадим Авва. Главный итог российско-американских переговоров в Кремле

Не надо считать американцев недоумками. Высший американский политикум, люди, которые решают дела, состоит из очень...

Мягкая перезагрузка киевского режима. С чем Уиткофф едет в Москву

Судя по всему, самая главная новость по итогам прошедших в США переговоров — это...