По мнению США, потерпевший крушение на Украине малайзийский Boeing 777 был сбит ракетой «земля-воздух». Представители американской администрации не уточняют, кому именно принадлежала эта ракета – украинским военным или силам ополчения. После того как президенты Владимир Путин и Петр Порошенко возложили вину каждый на противоположную сторону, в заочный спор вступили силовые ведомства двух стран…
Так, украинские военные доложили Порошенко, что ополченцы не захватывали украинские комплексы «Бук» и С-300, а глава СБУ Валентин Наливайченко сообщил о сенсационном задержании трех российских военных, один из которых оказался «корректировщиком огня», что, как уверяет Наливайченко, доказывает его причастность к произошедшему. По данным разведки, сам стрелявший зенитно-ракетный комплекс «Бук» якобы ушел ночью на территорию России.
Новости партнеров
Российское Минобороны в свою очередь доложило, что российскими радиотехническими средствами в течение 17 июля фиксировалась работа радиолокационной станции 9с18 «Купол» батареи ЗРК «Бук-М1», дислоцированной в районе населенного пункта Стыла, в 30 км южнее Донецка. В министерстве подчеркнули, что технические особенности комплекса ПВО «Бук-М1» позволяют обмениваться информацией о воздушных целях между батареями одного дивизиона. Таким образом, пуск ракет также мог быть осуществлен со всех батарей, дислоцированных в населенном пункте Авдеевка, в 8 км севернее Донецка, или в Грузско-Зарянском, в 25 км восточнее Донецка, резюмировали в ведомстве.
Один из конструкторов ЗРК «Бук» сообщил, что американцы теоретически могли видеть пуск ракеты. Однако ни по обломкам, ни по каким иным признакам невозможно с уверенностью сказать, из какого именно места стреляли по самолету.
«По обломкам лайнера можно будет понять только то, был это «Бук» или иная какая ракетная система», – подчеркнул конструктор. Впрочем, у представителя промышленности нет никаких сомнений в том, что для уничтожения пассажирского лайнера была использована именно эта зенитно-ракетная установка. По его словам, Украина научилась самостоятельно ремонтировать и обслуживать чисто российскую ракетную систему. В прошлом году минобороны Украины с гордостью рапортовало, что смогло отремонтировать и поставить на боевое дежурство первый дивизион этих ракетных комплексов. На этот год был намечен ввод в строй второго дивизиона ЗРК «Бук» украинской армии.
Первый из дивизионов был развернут как раз под Донецком. Что, собственно, подтверждают данные радиоперехвата российских военных. Как говорит разработчик, «Бук» – сложная в управлении система. Не подготовленный надлежащим образом расчет не сможет произвести из него пуск ракеты. Украинская армия пока что имеет военных необходимой квалификации. Именно украинским расчетом ЗРК «Бук» в ходе грузино-осетинского конфликта был сбит российский дальний бомбардировщик Ту-22.
Эксперт в области зенитного вооружения Михаил Ходаренок также уверен в том, что стреляли именно украинцы.
«Пуск ракеты ЗРК «Бук» – коллективная работа, – говорит бывший зенитчик. – Есть офицеры «захвата» – те, что работают на РЛС комплекса, есть офицер пуска – это самая сложная и ответственная должность. Только он может принять решение, в какой момент дать команду на пуск ракеты, от его опыта зависит успех выполнения боевой задачи».
По мнению Ходаренка, вычислить владельца ракеты, сбившей малайзийский лайнер, в принципе не составит труда. На каждой ракете есть серийный номер, по которому можно будет определить, в какой воинской части какой страны она хранилась. Понятно, что все ракеты произведены в России на Долгопрудненском заводе. Но место хранения у нее все равно будет индивидуальным. Другое дело, что найти соответствующие обломки будет крайне сложно, если не сказать невозможно.
Новости партнеров
«Я не уверен, что эту деталь ракеты когда-нибудь найдут, – выразил мнение Ходаренок, – но если это произойдет, это станет приговором украинской армии. Эксплуатация и применение таких комплексов, как «Бук», – удел высокопрофессиональных военных. Именно поэтому украинцы воевали на стороне грузин в 2008 году. Последние просто не могли освоить эту технику».
Есть, конечно, версия, что пуск ракеты ЗРК «Бук» был произведен ополченцами. Во всяком случае, они неоднократно заявляли о захвате подобной техники в одной из частей украинской армии в Донецкой области. 14 июля якобы из этого комплекса был сбит украинский военно-транспортный самолет Ан-26. Однако Порошенко уже заявил, что ни «Буков», ни С-300 повстанцы не захватывали, о том же самом говорит и генеральный прокурор Украины.
Тем более невероятно, чтобы подобный пуск был произведен с территории России. «Бук» – гусеничная машина. Батарея состоит из нескольких пусковых, заряжающих машин и радиолокационной станции наведения. Перегнать подобную колонну техники незаметно на территорию сопредельного государства невозможно. Ну и самое главное – «Бук» стреляет на 40 км. А Boeing 777 упал за 60 км от российской границы на встречном курсе…
Дмитрий Литовкин
О том, что может выявить расследование и как оно должно проводиться, газете «Взгляд» рассказал замначальника Летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России полковник Игорь Маликов…
— Игорь Иванович, многим уже «все ясно», в частности, в Вашингтоне, на Украине. СМИ США прямо пишут, что русские в любом случае виноваты: либо российские военные сбили, либо ополченцы поставленными Россией ракетами. Российская сторона с этим не соглашается. Как, на ваш взгляд, нужно проводить расследование, чтобы с его результатами согласились все и ни одна сторона их не оспаривала?
Новости партнеров
Игорь Маликов: У нас есть серьезные документы по этому поводу – правила расследования авиационных происшествий. И там изложены все этапы расследования. Это основополагающий документ. За рубежом есть те же самые документы. Но может быть подтасовка фактов – это мое личное мнение.
В принципе, определить, что, как и почему – очень просто. Если стреляли из маленького комплекса, то у него боевая часть всего 2,5 кг. Но такой переносной комплекс не достанет до цели на такой высоте. У ракеты тепловая головка наведения. Она, конечно, попадет в двигатель. У самолета два мощных двигателя, что позволяет ему выполнять полет даже на одном из них. Предположим, если ракета попала в один двигатель, то у пилота будет время сообщить на землю о случившемся. Тут, по всей видимости, была очень большая боевая часть, и это связано, наверное, с каким-то большим военным комплексом. Наверное, использовался «Бук», который есть у украинской армии. У ополченцев нет никаких «Буков». У них маленькие «Иглы». Поэтому не может быть разговора о причастности ополченцев. Откуда стреляли, я не могу этого сказать. Это можно определить по спутникам, которые обнаруживают тепловые вспышки.
— У России есть спутники, которые могут засечь пуск ракеты?
И.М.: Они расположены над потенциальными противниками. Им незачем отслеживать Украину. Американские отслеживают эту территорию. Но правды они, конечно, не скажут.
— Ополченцы не так давно заявляли, что им удалось захватить один комплекс «Бук»…
И.М.: Они же давно вывели его из строя. Я не думаю, что они могли его использовать. Этим комплексом управлять очень сложно: это целая система. Это из автомата Калашникова может один человек стрелять. А комплексом управляет группа людей. Нужно несколько машин, которые должны быть связаны радиосетями. Одна обнаруживает, вторая отдает команду, третья управляет. Потом еще пусковая установка. Люди должны быть подготовлены. С улицы их не пустишь.
— Можно освоить управление «Буком» за короткий период?
И.М.: Это сложная техническая система. Вряд ли.
— Средства ПВО могут определить принадлежность самолета – гражданский он или военный?
И.М.: Нет. Они видят просто метку. Это боевые комплексы. У них есть система свой-чужой. Они не рассчитаны на гражданские суда, которые не оборудуются этой системой. Воздушное движение, условно говоря, как железнодорожный путь, только в небе. Все знают, что в такой-то момент пройдет «поезд». Об этом всем сообщается. В единой системе должны знать, что сейчас проходит гражданский борт. Если незапланированное появление, значит, какой-то военный борт. Незамеченным ничего пройти не может. Предполагаю, что украинские военные могли развернуть «Бук», команда не была информирована – комплекс не был завязан в единую систему, поэтому они что-то увидели и на всякий случай запустили ракету. А это оказался гражданский самолет.#{bigimage=816374}
— По обломкам, повреждениям самолета можно определить тип ракеты?
И.М.: Конечно. Каждая боевая часть имеет свои особенности. Стоит посмотреть на пробоины, достать осколок – и сразу будет все ясно. Это определяется элементарно.
— Если выяснится, что это ракета комплекса «Бук», можно будет определить, где и когда она была изготовлена, в какой части стояла на вооружении?
И.М.: Это может быть сложно. Это возможно, если они найдут номер на каком-нибудь осколке. Но уже не на боевой части, на которой номер не ставят, а на самом фюзеляже. Отрицать такой вариант нельзя. Эти ракеты в свое время были сделаны в России. Они просто достались Украине и лежали у них на складах.
— Черные ящики могут что-то дать?
И.М.: Конечно, могут, но не полностью. Эта машина достаточно новая с точки зрения ее производства. «Боинг-777» – один из последних. На нем масса видеокамер, которые наблюдают с разных сторон. Если какие-то записи останутся, то их можно посмотреть. Как правило, видеокамеры работают во время полета. Они все фиксируют. Они могли заснять полет ракеты на последнем этапе.
— Должны были остаться записи переговоров экипажа?
И.М.: Если они переговаривались между собой после попадания ракеты, то такое возможно. А если все произошло внезапно, то мгновенная разгерметизация, все теряют сознание – и тогда это маловероятно.
Обломки падали в разных местах. Это говорит о том, что самолет сильно повредило в воздухе. Он развалился на части в полете.
— И у экипажа не было возможности доложить о случившемся?
И.М.: Видимо, не было. Если бы это была маленькая «Игла», то они могли бы на одном двигателе продолжить полет, сообщить, что случилось.
— Можно ли по месту удара ракеты определить, откуда был произведен пуск?
И.М.: В принципе, да.
— Почему в этой зоне оказалось гражданское судно?
И.М.: Это дело менеджеров этой авиакомпании. Там идут боевые действия. Я летал бы в обход. Вы же не поедете сейчас на машине через эту зону? И я бы не поехал. Украинцы открыли коридор на определенной высоте, думая, что ПЗРК туда не достанет, а те полетели. За навигационное обеспечение платят очень большие деньги.
— В российских СМИ озвучивается версия, что имела место провокация. Насколько это реалистично, возможно ли теоретически осуществить такое?
И.М.: Все можно сделать. Такие случаи известны в мире, в том числе корейский «Боинг». Тогда ни одного пассажира не нашли.
Зачем в тот район украинская армия перебазировала «Бук»? Значит, какая-то цель была. Куда надо было стрелять? Тут не все так просто.
Если знаешь, что самолет пролетит по такому-то маршруту – вышли в район, появился захват, нажали кнопку «Пуск».
— Насколько велика вероятность, что ополченцы могли атаковать лайнер, приняв его за военный самолет?
И.М.: Очень маленькая.
Роман Крецул
По материалам… vz.ru