ГлавноеАналитикаТурция: что дальше?

Турция: что дальше?

Опубликовано

АВТОР: None
После того, как государственный переворот в Турции провалился, и ситуация начала более-менее успокаиваться, возникает естественный вопрос — а чем всё произошедшее обернется для страны и Эрдогана лично. Попытка госпереворота показала, что в турецком обществе нет единства в вопросе пути развития страны (евроинтеграция или построение «Исламской Турции»), равно как и во взгляде на то, кто должен стоять у руля государства. И это вносит раскол в общество — как среди народа, так и среди части элит, которые в соперничестве друг с другом готовы пойти на многое, что и показали военные, решившиеся даже на попытку свержения действующей легитимной власти.
 
Но Эрдоган, почуяв, что «земля горит под ногами», развил кипучую деятельность, стараясь доказать, что только он может в этот непростой для страны момент стать «спасителем Отечества», и пытаясь сплотить вокруг себя своих сторонников.
 
Президент Турции Реджеп Эрдоган ввел в стране режим чрезвычайного положения, который продлится три месяца, сообщила в среду BBC News.
 
Эрдоган заявил о режиме после встречи с правительством в Анкаре. По его словам, чрезвычайное положение требуется, чтобы «справиться с угрозой быстро, насколько это возможно». Также он назвал «мучениками» всех, кто погиб, сражаясь с мятежниками.
 
Итак, введено положение — пожалуй, сложно поспорить в адекватности и легитимности такого шага в данной ситуации. Эрдоган, несмотря на его политический авантюризм и завышенные амбиции (и мою личную к нему антипатию), ведет себя сейчас как настоящий лидер страны, в отличие от того же Порошенко — который за два годы ни перед Россией извиняться не пожелал, хотя ему, как и Эрдогану, намекали, и неоднократно, что ждут подобных шагов, ни страну не мобилизовал. Порошенко — «политический импотент», а вот Эрдоган ни ответственности, ни жесткости не боится — тем более, когда это необходимо. И одновременно президент Турции, поддержка которого в обществе в последний год заметно упала (экономическая стагнация и гражданская война с курдами стали этому причиной), пытается обратить ситуацию в свою пользу и извлечь политическую выгоду из сложившегося положения.
 
Судя по последним данным, Ээрдоган знал (!) о готовящейся попытке государственного переворота, но не сделал ничего, чтобы его предотвратить. Или все-таки сделал? Видимо, проанализировав донесения разведки и поняв, что план мятежников изначально обречен на провал и силы неравны, он решил дать путчистам осуществить свой замысел, понимая, по подавив их попытку переворота он будет выглядеть в глазах общества человеком, который защитил законный порядок и своими своевременными и мудрыми действиями спас Турции он гражданской войны и хаоса. Да это был риск — но Эрдоган уже зарекомендовал себя отчаянным политическим авантюристом (а-ля турецкий Бонапарт), который готов на многое ради большей власти и упрочнения своего влияния.
 
И сейчас Эрдоган «кует железо пока горячо» — пользуясь шоком общества, он продавливает законы, на которых настаивал все последние годы, но которые, по тем или иным причинам, отклонял парламент Турции, в котором оппозиционных партий хватает.
 
Турция решила временно приостановить действие Европейской конвенции по правам человека в связи с чрезвычайным положением в стране, сообщил заместитель премьер-министра страны Нуман Куртулмуш.
 
Чиновник заверил, что фундаментальные права и свободы турецких граждан при этом не пострадают. По его словам, 15-ая статья Европейской конвенции позволяет стране отказаться от части обязательств в случае чрезвычайной ситуации, которая мешает ей их выполнять. Тем не менее, в статье оговаривается, что нарушение базовых принципов конвенции даже в этом случае недопустимо. Например, в статье указано, что даже в случае чрезвычайных обстоятельств пытки запрещены. Тем не менее, конвенция допускает смертную казнь.
 
Для чего это нужно Эрдогану? Напомню, сразу после попытки его свержения президент Турции напрямую обратился к парламенту с просьбой отменить мораторий на смертную казнь — имея цель применить высшую меру наказания против тех, кто попытался его свергнуть. Однако и здесь Эрдоган проявил завидную политическую мудрость, сразу подготовив «план Б»: если парламент страны не отменит мораторий, он сможет своими прямыми указами, в рамках чрезвычайного положения и отмены конвенции, разрешить смертную казнь, если такое решение вынесет суд. Он хочет показать, что ожидает тех, кто рискнет покусится на его «престол» – и здесь никакой никакого снисхождения к путчистам он проявлять не, скорее наоборот: постарается наказать их показательно жестко. Чтобы другим неповадно было…
 
Эрдоган всегда хотел быть не просто президентом, а единоличным лидером страны, «отцом нации». На пути к всей полноте власти в его руках остался… лишь парламент Турции — ведь страна сейчас является парламентской республикой и без одобрения парламента Эрдоган не может провести ни один закон и ни один указ. Но судя по всему это ненадолго: уже осенью в Турции планируется всенародный референдум, на котором турки будут решать  – быть их стране парламентской или президентской республикой. Эрдоган, конечно, желает последнего — и будет всеми силами этого добиваться.
 
И дестабилизация ситуации в Турции, как ни странно, ему на руку – он как бы говорит народу: смотрите, сейчас в стране критическая ситуация, и для того, чтобы спасти целостность государства и не допустить раскола, нужно сосредоточить всю власть в одних руках, а не тратить время и силы на споры и прения. Именно поэтому он, зная о готовящемся перевороте, решил не действовать на опережение. Он хотел, чтобы турки сами увидели, как серьезно положение — и в такой ситуации многие готовы отказаться от части прав и свобод, и согласиться с тем, что страна должна быть именно президентской республикой.
 
Люди испуганы угрозой распада страны, поэтому как бы многим не нравилась оппозиция и ее лозунги, они понимают: революция — это всегда кровь, жертвы и разрушения. Да и пример египетских «братьев-мусульман» показателен: порой революционеры, приходя к власти, не имеют ни четкого плана реформ, ни даже видения стратегии развития страны, — и через какое-то время несмотря на правильные слова и «благие начинания», социально-экономическая ситуация в стране становится только хуже.
 
Чем всё происходящее обернется для Турции? — скорее всего осенью, на всетурецком референдуме народ проголосует за трансформацию государства в президентскую республику и Эрдоган получит то, к чем так дано стремился — полноту власти в государстве. Он давно стремится к единоличной власти, и сейчас как никогда к ней близок, он грезит стать «новым Ататюрком», а еще лучше — Сулейманом Великолепным, возродившим Османскую Империю в новом виде. Этим его планам едва ли суждено осуществиться, но первым президентом в новейшей истории Турции, обладающим, по сути, неограниченной властью, он, скорее всего, станет.
 
Для России это, как ни странно, выгодно, потому что Эрдоган доказал свою политическую гибкость, умение идти на компромисс и договариваться, а вот военные, которые пытались его свергнуть, как раз этой гибкостью и договороспособностью не обладали — они привыкли решать все проблемы силой оружия. И во внешней политике они настаивали на более жесткой линии поведения в отношении Израиля и России — вплоть до открытой войны. Да и сам Эрдоган, думаю, усвоил «русский урок» «на отлично» — второй раз провоцировать «русского медведя» он не станет…
 
Андрей Князев




«Победа Украины понравится не всем»: Зеленский намекнул на свою грядущую капитуляцию

Но этот намек надо уметь правильно прочитывать Анализировать публичные высказывания Владимира Зеленского — это так себе занятие. Президент Украины может с легкостью сегодня сказать одно,...

Белоруссия подготовилась к отражению интервенции

Радикальная белорусская оппозиция готовится захватить Кобринский район, чтобы затем потребовать ввода натовских войск на территорию республики. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. По...

Как решить проблему бесконтрольной миграции

Президент между строк подтвердил, что называется, худшие опасения. В том плане, что проблему бесконтрольной миграции со всеми её бедами не решить одним Окончательным Указом. Придется...

Читайте также

ВСУ — деградация на марше: «За три дня боев русские почти взяли Нетайлово»

На фронте формируется тренд быстрого продвижения ВС РФ на критических участках Пресс-центр группировки ВС РФ...

Битва за Часов Яр, ВСУ в панике: «Русские уже в городе, они прекрасно обучены, воюют умело»

Наши бойцы прорвались к сухопутному участку канала «Северский Донец — Донбасс» В Минобороны России подтвердили...

США помешали Киеву сохранить Украину

История срыва Стамбульских соглашений обрастает новыми подробностями. Выяснилось, что Россия, в отличие от США,...