ГлавноеАналитикаПолитической системе России предстоит важнейшая реформа

Политической системе России предстоит важнейшая реформа

Опубликовано

АВТОР: None

Предстоящее избрание спикером Госдумы Вячеслава Володина является не рядовой сменой руководителя нижней палаты. Речь идет фактически о начале перехода к новой модели политической системы.

Седьмая Дума получит нового спикера – и впервые им станет профессиональный депутат. Хотя последние шесть лет Вячеслав Володин проработал с Владимиром Путиным, большая часть его политической карьеры связана с законодательной властью. Причем всех уровней – от городского через областной до федерального.

Новости партнеров

11 лет он был депутатом Госдумы, занимая там руководящие посты – возглавлял фракции, был вице-спикером.

Потом он перешел в исполнительную власть и последние пять лет отвечал в Кремле за внутреннюю политику. То есть, кроме всего прочего, был тем человеком, который вместе с Путиным вырабатывал направление развития политической системы.

Создание Народного фронта, возвращение к смешанным выборам в Госдуму, либерализация партийного законодательства, усиление роли муниципалитетов и одновременная связка их с губернским уровнем власти, курс на повышение конкурентности и открытости выборов, установка на отказ от использования регионами административного ресурса во время выборов и работу с реальной общественностью в период между ними – все это стало важной составляющей путинского курса на национализацию и обновление «элиты», который Володин проводил все эти годы.

Отказ от имитации политики, от грубой манипуляции партиями и фракциями, от фальшивой патриотической, а на самом деле пиарно-охранительной, государственной идеологии и переход к поддержке и трансляции реальных, существующих в обществе позиций (тоже патриотических – но настоящих) – вот следствие нового курса.

После 2011 года Путин сам занялся идеологией, и Володин был не просто ретранслятором или интерпретатором (как его предшественник) президентской позиции, а единомышленником и соавтором.

Отказ от манипуляции и имитации реальности (вспомним хотя бы «Наших») не означал моментального перехода к новой реальности.

Ведь региональные элиты закручивали гайки не по приказу Путина, а по собственной инициативе, и поэтому заставить их жить по-новому чрезвычайно сложно.

Новости партнеров

Но тут важен сам настрой, сам курс.

Кремль хочет и понимает необходимость серьезнейшего изменения форм и сути отношений между номенклатурой и народом, между властью и обществом.

Хочет реального общественного контроля над чиновниками – одновременно и снизу (общественность, Народный фронт), и сверху (правоохранительные и контрольные органы).

И, конечно же, нужен полноценный контроль исполнительной власти всех уровней со стороны законодателей. И для этого нужно повысить роль и вес депутатского корпуса.

Законодательная власть должна стать реальной властью. Кто этому мешает?

Конечно же, Путин и Кремль, твердят либералы, сторонники парламентской республики и «государства – ночного сторожа». Тут, как всегда у «борцов с режимом», сознательно смешиваются причина и следствие.

Конечно, на этапе собирания страны Кремль был заинтересован в централизации власти, потому что сами функции и полномочия власти были размыты между разными субъектами: от региональных до олигархических, от теневых до клановых.

Большая часть нулевых ушла на наведение элементарного порядка – с тем, чтобы выстроить более-менее работающий государственный механизм, сопрячь три уровня власти (безумно разделенной в девяностые), убрать самых оголтелых казнокрадов.

Новости партнеров

Парламент в этой ситуации действительно представлялся многим как «не место для дискуссий» – в полуразваленной стране нужно едва ли не в пожарном порядке строить работающие механизмы власти, а не политические дискуссии вести.

Но это время прошло, а между тем парламент так и не стал полноценным центром силы. Как и законодательная власть в целом.

И это притом что Путин все время призывает к повышению роли законодательной ветви власти. Что мешает? А то же, что и раньше – кадры.

Кто у нас в депутатах? Ставленники крупного бизнеса или сами бизнесмены, отставные чиновники, региональные лоббисты и различные «звезды». Партии торговали местами в списках, местные элиты использовали выборы как возможность отстоять или увеличить свою «делянку».

Эффективного, работоспособного, ответственного парламента из этого не сваришь.

Все это и начал менять Кремль – через формальные и неформальные ограничения (вроде запретов на зарубежные счета), через ручную работу, через принуждение губернаторов к честным выборам, через поддержку общественных активистов в рамках Народного фронта, через тот же институт предварительного голосования в рамках «Единой России».

Депутатов нужно освободить от зависимости от номенклатуры, какой бы она ни была – чиновничьей, олигархической, региональной.

Только тогда законодательная власть сможет стать реальным центром силы, полноценной и самостоятельной властью, отражать интересы избирателей, то есть всего общества в целом. Новая Дума заметно обновилась – и это тоже важно, ведь в нее приходят люди, не имеющие опыта функционирования в ограниченном режиме.

Конечно, мы пока еще в начале этого пути, но важно, что движение идет именно в этом направлении.

Поэтому избрание председателем Госдумы Володина – это не эпизод карьеры одного политика, а действительно новый этап развития российской политической системы.

Дело не в каких-то особых качествах Володина, а в том, что сама логика развития политического строя ведет нас к созданию полноценной системы законодательной власти.

Реформирование правящего сословия дошло до той стадии, когда уже можно приступать к серьезной работе по выстраиванию власти, сочетающей в себе настоящее народное представительство с ответственной законодательной работой. То есть сопряжением законов с фундаментальными основами русской жизни, с чаяниями и убеждениями народа, с его моралью и принципами.

Это дело не Володина, не Кремля, не Путина – а всего русского общества, всех, кто не просто верит в Россию, а может и хочет обустроить нашу жизнь на крепких, справедливых основах.

Петр Акопов

vz.ru





«Победа Украины понравится не всем»: Зеленский намекнул на свою грядущую капитуляцию

Но этот намек надо уметь правильно прочитывать Анализировать публичные высказывания Владимира Зеленского — это так себе занятие. Президент Украины может с легкостью сегодня сказать одно,...

Белоруссия подготовилась к отражению интервенции

Радикальная белорусская оппозиция готовится захватить Кобринский район, чтобы затем потребовать ввода натовских войск на территорию республики. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. По...

Как решить проблему бесконтрольной миграции

Президент между строк подтвердил, что называется, худшие опасения. В том плане, что проблему бесконтрольной миграции со всеми её бедами не решить одним Окончательным Указом. Придется...

Читайте также

Неуловимые русские: оборону ВСУ терзают мобильные штурмовые группы

Битва за Часов Яр глазами бандеровцев и западных «сценаристов» Российские войска за последние три дня...

Ростислав Ищенко. «Вакуум легитимности» Зеленского как способ обнулить победу в СВО

Первым идею «вакуума легитимности» Зеленского после марта-мая начал вбрасывать через свои СМИ Порошенко, до...

Юрий Баранчик: Россию ожидает жаркое лето 2024 года

Полагаю, что на это лето придётся очередной виток эскалации войны на Украине. Наш геополитический...