Произошла смена руководства. Во главе вооружённых сил Новороссии теперь стоят люди, имеющий опыт именно армейских операций, а не разведывательно-диверсионной деятельности. Что важно, армия Новороссии – мотивирована на ведение борьбы в отличие от большинства украинских силовиков.
В результате уже в августе было заметно, что ополченцы начали воевать по-другому. Это было не какое-то локальное сопротивление разрозненных групп, а вполне организованные действия вооружённых сил. Украинская армия оказалась абсолютно не готова к такой «войне всерьёз». Помимо того, что там вообще мало было желающих воевать за «единую и незалежную», солдат ещё сильно деморализовало плохое снабжение и низкий уровень компетентности командования.
А что касается батальонов Нацгвардии, то они вообще умеют проводить в основном так называемые зачистки, по сути, карательные акции. Из истории можно вспомнить, что дивизия СС «Галичина» была моментально разбита, когда оказалась на фронте.
Сейчас мы видим, что Киев, почувствовав, что дело пахнет жареным, пытается лавировать. Со стороны Порошенко идут невнятные заявления о готовности прекратить огонь. Но мы помним, что однажды он уже использовал режим так называемого прекращения огня только для того, чтобы перегруппировать силы и начать наступление на Донецк и Луганск.
Сейчас он попытается повторить этот фокус. Собрать потрёпанные части, привести их в порядок и попытаться снова перехватить инициативу. Этого никак нельзя допускать. Порошенко сейчас звонит Путину, пытается уговорить его повлиять на ДНР и ЛНР, чтобы те прекратили наступление.
На это можно согласиться только при условии, если будут выведены все украинские войска с территории Донбасса. А на границах Новороссии должны стать миротворческие войска России или ОДКБ, чтобы лишить Киев возможности постоянно провоцировать новые вооружённые конфликты, обвиняя во всём ополченцев.
А так Порошенко просто тянет время. У него есть надежда, что США всё-таки ему помогут. Уже рассматривается законопроект об официальных поставках американского оружия на Украину. Ясно, что вместе с оружием придут и военные специалисты. Поэтому слабины давать нельзя.
Если Украина всё же согласится вывести войска из ДНР и ЛНР, то он вынужден будет считаться с позицией этих республик и ни в какое НАТО попасть не сможет.
Есть ещё вариант для Киева – согласиться на отделение восточных республик. Признать факт их независимости. И вот тогда уже вступать в НАТО. Но в силу политико-психологического настроя украинской элиты этого не произойдёт.
Киев, так же как и Грузия, будет настаивать на сохранении тех границ, которые были определены после распада СССР. Поэтому, скорей всего, стараясь не обострять отношений с Новороссией, во внешней политике Украина ничего не сможет сделать такого, что наносило бы серьёзный вред России.
— Многие ополченцы считают, что останавливаться на границе Донецкой и Луганской республик нельзя, что необходимо поменять власть в Киеве, а потом уже решать вопрос будущего государственного устройства страны. В случае введения миротворцев, продвижение армии Новороссии на Запад будет невозможно. Насколько вероятен ввод миротворцев?
— Вероятность введения российских миротворцев невелика. Поэтому я и говорю о том, что надо пользоваться сложившейся ситуацией и продолжать освобождение двух бывших областей Украины.
Тем более что возможности Киева усилить свою армию в ближайшее время весьма сомнительны. Население, даже на Западной Украине, воевать не хочет. В стране усиливается разочарование во власти. Как показали боевые действия, стойкости и умения воевать у украинских подразделений очень мало. Наёмники порой сражались упорней, чем войска «незалежной».
Военные специалисты с советских времён там ещё остались, но они в возрасте, и многие из них не хотят воевать за такую власть. Поэтому соотношение сил по мере продолжения военных действий будет, по всей видимости, всё больше меняться в пользу армии Новороссии.
Я считаю, что у неё есть все шансы успешно продолжать наступление.
— Ополченцы сообщают о том, что с территории ДНР сейчас выводят значительное число бронетехники. Означает ли это, что Киев готов и дальше отступать с территории Новороссии или можно ждать от него какого-то нового вероломства?
— Киевский режим способен на всё, что угодно. Он ведёт себя совершенно непредсказуемо. У них высокопоставленные чиновники официально заявляют о том, что Россия готовит ядерный удар по Украине. Куда уж дальше… Ополченцам сейчас ни в коем случае нельзя терять бдительности.
— Насколько большую роль сыграла Россия в успехах ополченцев?
— Когда говорят об участии добровольцев из России, почему-то забывают сказать, что на стороне украинских силовиков воюет множество добровольцев и просто военных профессионалов из многих стран Запада. Даже официально признано, что НАТО оказывает помощь. Например, инструкторы США сидят в Киеве, там же работает киберцентр альянса. Поставляется оружие, продовольствие, предоставляются разведывательные данные.
— Украина, по-прежнему, располагает большим количеством военной техники и, теоретически, большими людскими ресурсами. Если всё это грамотно использовать, то Киев вполне способен не только остановить ополченцев, но и победить их, – считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Но я не уверен, знает ли само украинское командование, чего оно может, а чего – нет.
— Как дальше, на ваш взгляд, будут развиваться события на фронте?
— Ясно, что при всех последних успехах ополченцы сейчас не способны самостоятельно организовать крупных наступлений. Просто физически не хватает для этого солдат. Даже при плачевном состоянии украинской армии ополченцы способны лишь удерживать занятые позиции. В лучшем случае, они смогут освободить территории Луганской и Донецкой республик.
Правда, возможен вариант мобилизации жителей ЛНР и ДНР в ряды вооружённых сил Новороссии. Но я не уверен, что эта мобилизация будет успешней, чем те, что проводились на Украине. Большинство населения Донбасса устало от войны…