ИА ТАСС.
Это абсолютно не вписывается не только в нормы демократического государства. Но, в принципе, в существование любого государства, которое является суверенным и признано мировым сообществом. Я уверен, подобные решения, принятые любой другой страной в Европе, Азии, Африке или Америке были бы восприняты международной общественностью с негодованием.
Потому что это решение является не просто очередным отказом киевских властей от ответственности за принятие тех или иных решений (как, допустим, решение об отказе отказа по долгам). Оно, по сути, развязывает руки режиму и дает карт-бланш для любых противоправных действий в отношении мирных граждан Украины. И хочу подчеркнуть – не только на территории Донецкой и Луганской областей, где идет силовая операция. Но и, например, жителей Харьковской, Одесской – любых других регионов…
— Поясните…
— Мы же знаем, что на сегодняшний день с правами человека на Украине, мягко говоря, все очень плохо. Тысячи людей находятся в тюрьмах по политическим обвинениям – это нонсенс для страны, которая называет себя демократической. В сегодняшней Украине царит страх и террор. Людей убивают на улице или имитируют самоубийства. И не дается никакой правовой оценки этим преступлениям. Наконец, мы помним, что случилось в Одессе.
Фактически речь идет о том, что Киев оправдывает войну, развязанную против своих сограждан. И дает достаточно серьезный сигнал всем радикальным националистическим силам, что можно все. Что любые их действия против противников этой власти и против мирных граждан будут оправданы украинскими властями.
— Как цивилизованный Запад отнесется ко всему этому?
— Отнесутся так же, как ко всем остальным противоправным действиям киевских властей – т.е. не заметят. Стыдливо постараются замолчать эту информацию. Не позволят развиться какой-то широкой публичной дискуссии вокруг нее.
По мнению члена СПЧ при президенте РФ, политолога Максима Шевченко, отказываясь гарантировать защиту прав и свобод, киевская власть ищет возможность для широкомасштабных политических репрессий:
— Они, на самом деле — несмотря на эти громкие заявления – полагают, что им удастся договориться с определенными силами в Кремле, и ресурс Донбасса к самостоятельному сопротивлению будет подорван, в какой-то степени. Что так называемые «минские соглашения» вернут Донбасс под власть Киева. И вот тогда они будут вести расправу со всеми, кто боролся за свою свободу, честь и достоинство, поджигал танки карателей, сбивал их самолеты и т.д.
С теми, кто был в ополчении и вооруженных силах Донецкой и Луганской народных республик. В казачьих дивизиях. Кто защищал просто свою родину, свою землю от неонацистов, пришедших туда, чтобы диктовать свою волю. И загонять, как они говорили, «гоблинов обратно в шахты». Но «гоблины» оказались людьми. А настоящими гоблинами как раз оказались те, кто потом горел под Иловайской или под Дебальцево.
Поэтому, я думаю, Киев, конечно, будет продолжать свою либерал-фашистскую экспансию. Конечно, у них есть большие иллюзии, что Донецк и Луганск полностью вернутся под их власть. Конечно, они готовят массовые репрессивные мероприятия по отношению к десяткам тысяч людей, которые держали оружием или любыми иными действием отстаивали свободу Донбасса.
Так же как они прошлись по тем, кто участвовал в референдуме. Посмотрите, на оккупированных территориях, что они сделали с теми, кто был активистом на референдуме 11 мая прошлого года.
Поэтому им надо подстраховаться.
— Причем здесь тогда «аннексированные» Крым и Севастополь?
— Естественно в Киеве понимают, что Крыма им не видать, как своих ушей. Потому что, сколько ни вопи, что Крым «оккупирован», но любой референдум свободный, который, допустим, завтра мог бы быть проведен, он показал бы те же самые результаты. А может, даже и еще лучше.
Украина за двадцать с лишним лет не удосужились там аэропорт построить. Сейчас в Крыму впервые за долгие-долгие годы есть нормальная воздушная гавань. И вообще есть серьёзные перемены. И поэтому, естественно, население там настроено, безусловно, пророссийски. И если даже завтра какие-нибудь неведомые силы с огненными мечами сойдут с небес и скажут вернуть Крым под власть Киева, то, уверяю вас, крымчане возьмутся за оружие и будут до последней капли крови защищать свой полуостров, только бы не стать снова частью Украины.
Но как фактор давления на Россию, фактор шантажа и политической провокации Крым еще долго будет там использоваться.
Руководитель Центра правового регулирования межгосударственных отношений МИГСУ РАНХиГС Дмитрий Матвеев пояснил, что с юридической точки зрения ничего удивительного в решении Рады нет:
— Сама Конвенция по правам человека предусматривает такую возможность. И в некоторых ситуациях государство может снять с себя ответственность за соблюдение гражданских и политических прав на определенной территории. В этом случае граждане, которые проживают на этих территориях, и чьи права были нарушены, не могут обращаться в Европейский суд с иском к Украине.
— С жителями Донбасса, получается, можно творить все, что угодно? Можно бомбить, обстреливать, убивать, грабить?
— Если их будут бомбить и обстреливать, то Украина отвечать за это, действительно, не будет по Конвенции в Суде по правам человека. Что, однако, абсолютно не означает, что в других органах и в другом порядке Украина не будет отвечать за военные преступления, которые совершила. Это две совершенно разные процедуры.
Светлана Гомзикова