Стартовая цена — 200 млн долларов… Названы вероятные причины падения «Протона» со спутниками ГЛОНАСС…

Поделиться


Во вторник ракета-носитель «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС упала и взорвалась на Байконуре на первой же минуте старта. Для выяснения причин аварии в Роскосмосе создана аварийная комиссия… «2 июля на космодроме Байконур при пуске ракеты-носителя «Протон-М» возникла аварийная ситуация. Ракета-носитель упала и взорвалась на территории космодрома. Создана аварийная комиссия под руководством заместителя руководителя Роскосмоса Александра Лопатина», – сообщается на сайте Роскосмоса…

Запуск ракеты с тремя спутниками транслировался в прямом эфире «России 24«. Как сообщает телеканал, ЧП случилось в 6.38 по московскому времени. Через несколько секунд после взлета «Протон-М» резко изменил траекторию полета, затем начал разваливаться и взрываться в воздухе. Обломки его упали возле стартовой площадки.

Как передает телеканал, на месте падения ракеты вылилось несколько сотен тонн гептила – чрезвычайно токсичного топлива. Пока неизвестно, вылилось ли ядовитое вещество вблизи пунктов управления ракетой. В баках оставалось почти 500 тонн.

В МЧС Казахстана не исключили, что людей из ближайших к месту падения ракеты «Протон» поселков могут эвакуировать, сообщают «Вести ФМ«. По последним данным, жертв и пострадавших нет, поскольку ракета упала в пустынном месте.

Местная жительница сообщила РИА «Новости«, что эвакуация жителей города Байконура пока не объявлялась. По ее словам, город работает в обычном режиме.

В Национальном космическом агентстве Казахстана (Казкосмос) официально заявили об отсутствии жертв и разрушений. «В настоящее время проводится оценка обстановки, для чего на место аварии выдвинута специальная группа. По предварительной оценке российской стороны, жертв и разрушений на стартовом комплексе нет», – сообщается на сайте ведомства.

Между тем глава Центра имени Хруничева Александр Селиверстов заявил, что дождь во время нештатного запуска ракеты-носителя существенно снизил область рассеивания ядовитого компонента ракетного топлива – гептила. «В момент взрыва ракеты шел дождь. Это существенно снизит область загрязнения. В настоящий момент мы вышли из бункера, облако практически рассеялось», – сказал Селиверстов, находящийся сейчас на космодроме.

Гептильное загрязнение на Байконуре после падения и взрыва ракеты-носителя должно быть минимальным, нет оснований говорить об экологической катастрофе, сказала агентству завлабораторией экологической безопасности географического факультета МГУ Татьяна Королева, которая занимается исследованиями экологических последствий космических запусков. «Я не вижу никаких оснований говорить, что произойдет экологическая катастрофа. Я не думаю, что там был какой-то разлив (топлива)», – сказала собеседница агентства.

Она отметила, что прецедентов отказа «Протонов» на стадии работы первой ступени не было, однако при взрыве практически все топливо – токсичный несимметричный диметилгидразин (гептил) – должно было сгореть. «Поскольку был мощный взрыв, можно думать, что основная масса топлива прореагировала с окислителем, которого в избытке, и гептильное загрязнение должно быть минимальным. Потому что при таком взрыве происходит полное сгорание гептила», – заключила Королева.

Между тем источник «Интерфакса» на космодроме Байокнур рассказал, что ракета-носитель упала в километре от стартового комплекса. «Ракета была неуправляема с момента старта, ее раскачивало сразу после отрыва от стартового стола. В соответствии с программой, двигатели включились на форсаж и выполняли увод от стартового комплекса. Ракета упала примерно в 1 км от старта», – сказал собеседник агентства.

Источник РИА «Новости» в ракетно-космической отрасли отметил, что причиной аварии ракеты-носителя могли стать проблемы либо с двигателем, либо с системой управления: «Это либо система управления, либо двигатель. Если авария произошла на 10–20-х секундах, то двигатель, скорее всего, является причиной», – пояснил он.

Другой источник агентства заявил, что авария с «Протоном» могла произойти из-за проблем с разгонным блоком ДМ-03: «Не исключено, что проблема могла возникнуть с разгонным блоком ДМ-03. Судя по картинке, такое впечатление, что он и рванул (взорвался)», – сказал он, добавив, что разгонный блок ДМ-03 разрабатывает РКК «Энергия».

Представитель отрасли также сообщил, что в связи с падением «Протона-М» запуски ракеты-носителя будут прекращены на два–три месяца. «Сейчас пуски «Протонов-М» прекратят, будут разбираться. Через два–три дня будет понятно, что случилось с ракетой. Ведь это довольно простая и очень хорошо известная машина. Но дело не в ракете, а в людях, причины явно производственные», – сказал он.

Эксперт отметил, что при падении «Протона-М» на землю могло вылиться почти 200 тонн ракетного топлива гептила. «Подобные аварии на Байконуре уже были. Думаю, что после очистки территории через два–три месяца пуски возобновятся», – предположил источник.

Как минимум будет перенесен запуск российского грузового корабля «Прогресс М-20М», запланированный на 27 июля с космодрома Байконур. «Ближайший запуск, а это пуск ракеты-носителя «Союз-У» с космическим кораблем «Прогресс М-20М», скорее всего, будет перенесен в связи с сегодняшней аварией», – сказал он.

Авария ракеты-носителя «Протон-М» может скорректировать и запуски в рамках спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС, заявил эксперт в ракетно-космической отрасли России. «Пусков по ГЛОНАСС не было достаточно давно, а ведь спутники стареют быстро, их нужно менять регулярно. Авария – это, конечно, удар по реноме», – посетовал он и отметил, что подобные ЧП ударяют по конкурентоспособности системы, ведь на рынке есть «более молодые подобные проекты – европейский и китайский».

По данным источника агентства, потери от падения «Протона-М» и космических аппаратов «ГЛОНАСС-М» оцениваются в 200 млн долларов.

Ответственность перед третьими лицами при запуске «Протона-М» застрахована в компании «Русский страховой центр» (РСЦ) на 6 млрд рублей, сообщил источник «Прайм» на страховом рынке. «Детали инцидента и размер ущерба, если таковой будет, станут понятны после проведения расследования», – сказал источник.

Газета «Взгляд» напоминает, что аварии «Протона» происходили за последние годы дважды. В 2010 году «Протон» также не смог вывести три спутника ГЛОНАСС – они упали в Тихий океан. Специалисты установили, что из-за ошибки в документации в разгонный блок залили лишние 1,5 тонны окислителя.

А в 2007 году «Протон» упал в 40 километрах от казахского города Жезказган, залив его окрестности гептилом. Россия тогда быстро ликвидировала последствия ЧП, однако ей пришлось выплатить Казахстану компенсацию в 2,5 млн долларов…

Названы возможные причины падения «Протона»…

Причиной падения «Протона-М»с тремя навигационными спутниками ГЛОНАСС на борту могла стать авария в системе подачи окислителя в двигательную установку ракеты.

Об этом «Российской газете» рассказал эксперт Владимир Уваров, генерал-майор запаса, главный специалист Министерства обороны РФ по космосу (1988-1994 гг.), главный специалист Роскосмоса (2004-2008 гг.). По его словам, можно говорить об аварии, случившейся на 1-й ступени ракеты-носителя. К разгонному блоку, или последней ступени ракеты это отношения не имеет. «Протон-М» оказался неуправляемым практически сразу после старта. Вот как прокомментировал ЧП Владимир Уваров:

— Циклограмма полета ракеты «Протон-М» следующая: до 10-й секунды полета ракета идет вертикально. При этом носитель разворачивается, чтобы 1-й и 4-й двигатели легли в так называемую «плоскость стрельбы», то есть плоскость, по которой ракета пойдет дальше на орбиту. С 10-й секунды начинается отработка угла тангажа — между продольной осью ракеты и линией горизонта. Судя по видеокартинке, которую видели все, до 10-й секунды двигатели работали. Но сразу было заметно, что выброс пламени слабее, короче, чем обычно. По крайней мере, специалисты это увидели сразу.

Затем ракета потеряла устойчивость, и в пламени от работы двигателей четко просматривались темно-коричневые полосы, что говорит о массовом выбросе окислителя — амила. Он имеет темно-коричневые пары. У горючего — гептила пары светло-желтого цвета. И его выброс, кстати, как правило, визуально не наблюдается. Какой можно сделать вывод? Произошла разгерметизация или разрыв магистрали подачи окислителя в один из двигателей. Причиной этого может быть разрушение насоса окислителя в турбонасосном агрегате. Поясню: в каждом боковом блоке находится одна двигательная установка. Она же маршевая и рулевая. Поэтому выброс окислителя мог спровоцировать пожар в «юбке» бокового блока.

«Юбка» — это алюминиевая оболочка, которая закрывает от внешнего воздействия двигательную установку. При транспортировке, эксплуатации и т.д. Пожар в «юбке» бокового блока нарушил цепь управления этого блока, и ракета стала неуправляемой. «Протон» начал заваливаться. Пожар продолжался, что привело к разрушению бака горючего и бака окислителя. Начался большой пожар. Ракета «Протон-М» потеряла тягу и управление. Начала хаотично падать к Земле. При этом продолжался массовый выброс горючего и окислителя — он разливался по всей поверхности блоков и ракеты в целом.

Причины случившегося? Это могут быть дефекты при изготовлении турбонасосного агрегата или дефекты при сборке ракеты…

Читайте также:


Информационным поводом для написания этого материала явилась наша очередная космическая неудача с выводом двух телекоммуникационных спутников «Экспресс-МД2» и индонезийского Telcom-3 на ракете «Протон-М» 6 августа. Мы не обращались к этой теме сразу «по горячим следам», потому что наши космические аварии уже стали привычным делом – гораздо интереснее было проследить за возникшими после этого «кругами на воде». Именно события, последовавшие за аварией, позволяют предметно говорить не только о проблемах в нашей космонавтике, но и об адекватности принимаемых мер. Да и вообще – о компетентности людей, принимающих стратегические для космонавтики решения, и их понимании существующих проблем, самой сути происходящего…

Поделиться

Читайте также

Загрузка...

Комментарии

Комментарии для сайта Cackle

Новости партнеров