ГлавноеАналитикаПерекройка Ближнего Востока вступила в практическую фазу

Перекройка Ближнего Востока вступила в практическую фазу

Опубликовано

АВТОР: None

Скрытый смысл потрясающих страны так называемого Большого Ближнего Востока конфликтов все больше выходит на поверхность. Если в самом начале «арабской весны» лишь отдельные утечки свидетельствовали о наличии в некоторых западных столицах планов перекройки государственных границ в регионе, то теперь, видимо, дело зашло так далеко, что этот вопрос уже вносится в международную повестку дня.

Бывший глава АНБ и ЦРУ при президенте США Джордже Буше-младшем Майкл Хайден в недавнем интервью Le Figaro прямо заявил: «Посмотрим правде в лицо: Ирака больше не существует, Сирии не существует. Ливан почти потерпел поражение, вероятно, так же, как и Ливия. Соглашения Сайкса — Пико 1916 года, разместившие эти страны на карте по инициативе европейских держав, никогда не отражали реальности… Я не знаю, куда мы идем. Но я думаю, что политика, направленная на возрождение этих стран, обречена на провал… Быть может, в ООН есть представительства Ирака и Сирии, но сами эти страны уже исчезли».

Новости партнеров

Столь откровенно заявка на передел мира в этой его части ещё не звучала. А М. Хайдена прочат на видную роль в команде международников Джеба Буша — одного из вероятных республиканских кандидатов на пост президента США в 2016 году. Можно сказать, что демократы при Б. Обаме взрыхлили почву, а республиканцы готовятся собрать с нее урожай. Хайден пока не спешит конкретизировать планы передела, но интересно, что главной союзной силой США в регионе он предлагает сделать курдов. Кроме того, противовесом радикальному исламу Хайдену видится президент Египта ас-Сиси; бывший глава АНБ и ЦРУ ратует за восстановление полновесного военного сотрудничества Вашингтона с Каиром.

Глава Совета национальной безопасности Израиля в прошлом, а ныне один из наиболее авторитетных израильских стратегов генерал-майор Яков Амидрор подготовил открытый доклад «Идеальный шторм: последствия хаоса на Ближнем Востоке», в котором заявляет, что в результате ряда потрясений фактически прекратили свое существование «некоторые искусственно созданные около ста лет назад британцами и французами государства, а еще ряд из них приближаются к своему коллапсу». Во многих местах Ближнего Востока основой самоидентификации населения стала не государственная, а родоплеменная и религиозная принадлежность. Сейчас, по сути, идет борьба за будущее не только арабской нации, но и всего мира ислама. Ясно, что повлиять на этот процесс со стороны «в нужном направлении» будет крайне сложно, и «Израиль должен быть максимально внимателен», не позволяя себе прямого вовлечения в «региональные пертурбации».

Серьезным недостатком политики Запада, по мнению Амидрора, является краткосрочное стратегическое планирование в рамках одного избирательного цикла, в то время как сторонники исламского халифата готовы к длительной борьбе. США, спровоцировавшие «арабскую весну», совсем не горят желанием оплачивать все ее последствия, а тем более нести за них ответственность. Они предпочли бы действовать дистанционно и в основном с помощью различных манипуляций. Однако этого оказывается недостаточно. Многие региональные лидеры откровенно разочарованы Америкой, чем во многом и объясняются дипломатические жесты Саудовской Аравии в сторону России. Существует вероятность, что исламские радикалы в конечном счете станут доминирующей силой во всем мусульманском мире. Израильский стратег высказывает мнение, что некоторые арабские режимы, оказавшись перед угрозой крушения, могут увидеть опору региональной стабильности даже в Израиле, что, безусловно, укрепит его положение.

При этом многие деятели в Израиле считают такую позицию слишком умеренной и выступают за более решительные изменения. В частности, секретарь правительства в 2009-2013 годах Цви Хаузер полагает, что впервые за полвека возникла возможность начать диалог об изменении государственных границ на Ближнем Востоке и получения международного признания израильского суверенитета на Голанских высотах. «Следует обсудить возможное взаимопонимание с международным сообществом об изменении статуса территории от Кунейтры до Кинерета, в широком контексте стабилизации региона». Основание – защита этого пространства от «Исламского государства» и джихадистов из «Джабхат ан-Нусра». Вот и спрашивается, в чьих интересах действуют указанные организации? Кроме того, из таких рассуждений следует, что закрепление Голан за Израилем могло бы быть своеобразной компенсацией ему за возможную сделку по ядерной программе Ирана.

Турецкая и иорданская армии готовятся войти на сирийскую территорию с целью создания там протяженных «буферных зон» для «защиты от ISIS» на севере и на юге. Сколько может продлиться оккупация этих зон и не обернется ли она фактической аннексией этих территорий, в Анкаре и Аммане не говорят. По информации израильских источников, ВВС Израиля, США и других стран НАТО готовы оказать воздушную поддержку вторжению. В игре вокруг Сирии Запад ведёт дело к эндшпилю: если вначале совместно с соседями Сирии была создана исламистская угроза ее государственности, то теперь под предлогом защиты от этой угрозы готовятся интервенция и окончательный раздел страны.

Однако интересы ключевых игроков, заинтересованных в перекройке политической карты Ближнего Востока, совпадают не во всем. Турция, например, крайне настороженно смотрит на все проекты, связанные со становлением курдской государственности и не жаждет поддерживать стимулирующих эти проекты американцев. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил недавно, что Анкара отвергает возможность независимости Сирийского Курдистана. «Турция не будет принимать новое государство, если оно будет создано в северной Сирии или рядом с турецкими южными границами, и мы против любого проекта, который направлен на создание такого государства». Анкара продолжает вынашивать пантюркистские планы, несмотря на нехватку ресурсов для их осуществления.

В противовес курдскому проекту в Сирии Турция выдвинула идею объединения всех проживающих в этой стране тюркских народностей (от анатолийских до центрально-азиатских). В турецком Газиантипе, в частности, в этих целях проведено совещание представителей общин сирийских туркменов. Они решили сформировать военный совет, который будет отчитываться перед Ассамблеей. Утверждается, например, что в Сирии имеется до 3 млн туркмен, хотя официальная статистика насчитывает лишь 100 тыс. представителей этой этнической группы по сравнению с 2 миллионами курдов. Завышенные данные о количестве туркмен могут быть использованы для выдвижения соответствующих территориальных претензий. В настоящее время турецкий Генштаб пытается создать отдельную «туркменскую армию» в Сирии на основе отрядов, которые до сих пор входили в состав опекаемой Анкарой оппозиционной «Сирийской свободной армии». Предполагается, что она будет насчитывать до 10 тыс. человек и вести борьбу как с «Исламским государством», так и с сирийскими курдами.

Новости партнеров

В отношении другого несостоявшегося, по американской терминологии, государства – Ирака — просматривается линия на постепенную передачу его суннитской части наиболее последовательному арабскому союзнику Вашингтона в регионе – Иордании. На днях Конгресс США утвердил законопроект сроком на три года, предусматривающий оказание значительной военной помощи Амману и уравнивающий его со странами, входящими в НАТО. Теперь обращения Хашимитского королевства за помощью к Вашингтону будут рассматриваться по ускоренной процедуре. На сегодняшний день таким статусом за пределами Североатлантического альянса обладают только Израиль, Австралия, Япония, Южная Корея и Новая Зеландия.

Осуществимость всех этих прожектов — отдельная тема. Ясно лишь, что пока они «на кону», Ближний Восток будет оставаться одним из самых взрывоопасных районов мира.

На саммитах БРИКС и ШОС в Уфе прозвучало, что евразийские просторы не должны становиться полем для геополитических игр. И если Северо-Восточная Евразия совместными усилиями государств этого макрорегиона сдерживает любителей игры на «большой шахматной доске», то Юго-Западная Евразия (Большой Ближний Восток) подвергается угрозе крупномасштабной перекройки. Противостоять этой угрозе можно только совместными усилиями государств обеих частей Евразии на путях их тесного сотрудничества и сближения. Некоторые из таких путей были намечены в Уфе. Дорога эта терниста, но обеспечить мир и безопасность в Евразии можно, лишь пройдя дорогу до конца.

Дмитрий Минин

fondsk.ru





Российские мегамаршруты лишают Запад контроля над торговлей

Запад признает, что Россия может стать новым центром мировой торговли благодаря двум своим новым маршрутам – Северному морскому пути и транспортному коридору «Север –...

Битва за Часов Яр может стать последней для элитного батальона OPFOR, подготовленного американцами

Сырский уже не «генерал 200»: кто и за что повысил в звании самостийного главкома Как «туман войны» можно охарактеризовать информацию о сражении за Часов Яр,...

Акела промахнулся, а Израиль кончился

После сегодняшнего ночного удара по территории Ирана дронами якобы неизвестного происхождения и неофициально-медийным взятием Тель-Авивом на себя ответственности за него стало очевидно, что Израилю...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Почему появление союзников России на украинском фронте невыгодно и даже вредно

Политолог, историк, публицист, обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко в программе «Прямой эфир с Ростиславом Ищенко» на...

Хроника большого драпа ВСУ: «Работино уже практически в окружении»

Самостийные вояки требуют срочно вывести побратимов из села Практически каждый день наше Минобороны сообщает об...

Ростислав Ищенко. Почему Россия более важна для Китая, чем Китай для России

Политолог, публицист, обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко в еженедельном проекте «Ищенко о главном» на канале «Украина.ру» оценил развитие...