ГлавноеАналитикаКурильский крест Японии

Курильский крест Японии

Опубликовано

АВТОР: None
В Москве крайне резко отреагировали на требование Японии к российским официальным лицам не посещать Курилы. Россия не намерена уступать свой суверенитет над островами — даже ради мирного договора…
«Хотели бы еще раз напомнить, что учитывать позицию Токио при формировании рабочего графика членов правительства мы не намерены: такие поездки, осуществляемые в том числе в рамках последовательно реализуемой Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы», будут продолжаться», — говорится в заявлении российского МИД.
Очередное «курильское обострение» случилось в неподходящее время. В последние несколько лет Москва и Токио активизировали переговоры по разрешению Курильского вопроса. Российские и японские политики в унисон говорят о намерении решить проблему в обозримом будущем, а японский премьер даже пообещал сделать это (в Японии премьеры такими словами на ветер не бросаются). Сейчас готовится визит японского министра иностранных дел в Москву, который рассматривается как необходимый подготовительный этап для посещения Страны Восходящего Солнца российским президентом.
Однако понятно, что визит Владимира Путина не может завершиться лишь ритуальными рукопожатиями и заявлении о «дружбе и взаимопонимании». Синдзо Абэ подвергнется жесточайшей критике внутри собственной страны. Поэтому в Токио рассчитывают, что российский президент придет для того, чтобы поставить свой автограф под как минимум дорожной картой по решению проблемы Курил.
И с этим пока серьезные проблемы. Российская и японская позиция расходятся диаметрально, вплоть до того, что японцев (по крайней мере исходя из их публичных заявлений) не устраивает даже передача части островов — они хотят все, и готовы обсуждать лишь метод этой передачи. Россия же не хочет передавать ни один из них.
В Токио пытаются соблазнить Кремль масштабными инвестиционными проектами, обещая резкое улучшение двусторонних отношений и многомиллиардные контракты после заключения договора. И японские деньги для России действительно лишними не будут. Японские инвестиции способны решить одну из ключевых стратегических задач российской внешней политики — подъем дальневосточных регионов и интеграция их в восточноазиатскую экономическую подсистему. Это подъем промышленности, инфраструктуры, энергетического сектора и даже сельского хозяйства. Японские деньги нужны и для центральных регионов страны, особенно на фоне серьезных проблем российского бизнеса с западными рынками капитала.
Наконец, только улучшение отношений с Японией может позволить реализовать так называемый «поворот на Восток» российской внешней политики. До сих под этот «поворот» фактически отождествляется с улучшением российско-китайских отношений, и данная трактовка серьезно сужает значение поворота и делает его крайне опасным. Экономическая и политическая концентрация исключительно на Китай делает Москву зависимой от китайской внешней политики. Поэтому России нужно развивать отношения и с другими центрами силы на Дальнем Востоке — Вьетнамом, Кореей и особенно Японией, а также реализовывать с ними энергетические и инфраструктурные проекты. В этом случае Россия может не только сбалансировать свои отношения на Дальнем Востоке, но и сделать российско-китайские отношения более равноправными.
Однако несмотря на все эти потенциальные бонусы  Москва не спешит идти на территориальные уступки Токио. И не только потому, что сдача Курильских островов будет крайне негативно воспринята российским обществом, а также мировым сообществом, увидевшем в таких уступках слабость России. И  даже не только потому, что Россия лишится территорий, чья акватория богата углеводородами и рыбными ресурсами. Возврат островов Японии станет фактически пересмотром территориальных итогов Второй Мировой, и может вызвать территориальные претензии в адрес России со стороны других стран (в перспективе даже Германии!). Да и вообще нет никакого смысла идти на существенные уступки партнеру, суверенитет которого в процессе принятия решений несколько ограничен. Ни для кого не секрет, что в рамках нынешних неравноправных отношений между Японией  и Соединенными Штатами Вашингтон имеет существенное влияние на японскую внешнюю политику. Примером тому может служить вынужденное присоединение Японии к антироссийским санкциям, которое полностью противоречило всей внешнеполитической линии Синдзо Абэ. Поэтому у Москвы нет никаких гарантий того, что японская сторона не свернет обещанные инвестиционные программы под давлением Соединенных Штатов.  
Именно поэтому в этой ситуации Россия заняла самую правильную стратегию — она ждет. Да, ей нужна нормализация отношений с Японией — однако, к счастью для Москвы, эта нормализация Японии нужена куда больше. Если Кремль рассматривает нормализацию как просто выгодный процесс, то для Японии это вопрос национальной безопасности. И дело не только в том, что Японии нужны российские энергоресурсы с Сибири, которые с точки зрения безопасности поставок куда более выгодные, чем ближневосточные. Токио крайне необходимо не допустить скатывание Москвы к тесным и безальтернативным отношениям с Китаем. Если будет создана российско-китайская ось, где Китай в экономических вопросах будет занимать позицию «старшего брата», то на всей японо-американской политике по сдерживанию Пекина можно смело ставить крест. В какой-то момент Япония просто останется один на один с Китаем в Восточной Азии. Чтобы этого не произошло, японцам крайне необходимо идти на российский рынок и конкурировать с Китаем за влияние на процесс принятия решений в Москве. Поэтому, как считают в Москве, отдавать острова ради начала выгодного для Японии процесса смысла нет.
В Токио прекрасно понимают свои национальные интересы, и не могут начать процесс «соблазнения России» исключительно по внутриполитическим причинам. Вопрос «северных территорий» обрел в Японии сакральное значение, и правительство боится сказать населению, что Курилы им уже не получить. Вместо этого оно фактически вынуждено публично реагировать на любые визиты российских официальных лиц на острова, называя их «неприемлемыми» и «достойными глубокого сожаления». Однако Россия не намерена решать эту проблему самоограничения Японии, и максимум, на что готова Москва в данной ситуации — смягчить пилюлю признания. Например, согласиться на совместное экономическое освоение островов в течении какого-то периода времени. На большее Кремлю соглашаться смысла нет, и чем позже Япония признает безальтернативность такого компромисса, тем сложнее ей будет потом отрывать Россию от Китая. 
Геворг Мирзаян




«Победа Украины понравится не всем»: Зеленский намекнул на свою грядущую капитуляцию

Но этот намек надо уметь правильно прочитывать Анализировать публичные высказывания Владимира Зеленского — это так себе занятие. Президент Украины может с легкостью сегодня сказать одно,...

Белоруссия подготовилась к отражению интервенции

Радикальная белорусская оппозиция готовится захватить Кобринский район, чтобы затем потребовать ввода натовских войск на территорию республики. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. По...

Как решить проблему бесконтрольной миграции

Президент между строк подтвердил, что называется, худшие опасения. В том плане, что проблему бесконтрольной миграции со всеми её бедами не решить одним Окончательным Указом. Придется...

Читайте также

Российские войска освободили Богдановку в ДНР

Войска ДНР при поддержке российских сил задействовали комплекс мер, в результате которых взяли под...

Алексей Живов. Танк будущего

Ранее уже писал о том, что танки в своем классическом виде свой век отжили....

Истерика на фоне агонии не поможет Западу

Сергей Лавров умеет кратко формулировать суть происходящего. Иногда ему хватает всего пары слов, которые...