Экономика нездравого смысла

Поделиться


«Оставь свой разум, всяк сюда входящий» — такой надписью стоит предварить вход на фондовый рынок…
В мире фондовых торгов разразилась очередная драма: рухнули акции небезызвестного производителя электроники Apple Inc., который еще год назад возглавлял список самых дорогих компаний мира. Более того, в ноябре 2014 года общая цена «яблочных» бумаг выросла до 661 млрд долларов и почти на треть превысила совокупную стоимость всех российских компаний, которые тогда торговались на Московской бирже. Многие СМИ тут же отреагировали на это заголовками вроде «Apple стоит дороже России», а некоторые даже попытались развить мысль и указывали, что, мол, по сравнению с Великим Надкушенным Яблоком всякие там газпромы (около 90 млрд долларов) и роснефти (75 млрд долларов) являются детской возней в песочнице.
Вопиющая абсурдность подобного подхода полностью отражает суть всего фондового рынка как такового. И это легко можно продемонстрировать на примере того, что происходит с акциями Apple сейчас.
Рынок дал — рынок взял
Недавно Apple Inc. опубликовала финансовую отчетность за второй квартал: как и ожидалось, промежуточные итоги оказались вполне положительными. По сравнению с прошлым годом продажи айфонов — главного «яблочного» продукта — увеличились примерно на треть, выручка выросла на 33%,а чистая прибыль и того больше — почти на 40%. Казалось бы, рынок получил однозначно положительный сигнал, и акции корпорации должны были снова подорожать. Но вместо этого подешевели на 7%! В итоге рыночная капитализация компании снизилась на 66 млрд. долларов. Что же случилось?
С точки зрения здравого смысла не случилось ровным счетом ничего. Потому что этих якобы потерянных миллиардов в сущности никогда и не было, а рыночная стоимость любых корпораций — это всего лишь цифра, взятая «с потолка».
Механизм такого, условно говоря, ценообразования работает следующим образом. Предположим, у вас есть бизнес. Вначале он маленький, и его общая стоимость никому не интересна. Но вы его развиваете, совершенствуете, выводите на новые рынки и оптимизируете его структуру.
Как правило, любой бизнес нуждается в заемных средствах. Хотя бы для сглаживания сбоев в поступлениях выручки. Пока бизнес маленький и организационно простой, денег для его функционирования требуется относительно немного. Но все меняется, когда он дорастает до корпоративного масштаба. Например, возникает необходимость разделить его на части и оформить каждую в виде самостоятельного юридического лица. Завод занимается только производством, отдельная структура ведает сбытом, деньги аккумулируются в финансовом подразделении. Зачастую так возникают «карманные банки». Юридически они являются банками, а фактически — кошельками конкретных корпораций.
Вот на этом этапе и появляется проблема: ваш банк слишком мал, собственных активов у него немного, поэтому как заемщик на рынке капитала он выглядит бледно. Меж тем масштаб бизнеса вашей корпорации уже требует значительных кредитных ресурсов, но занимать, как прежде — под реальные заводские стены — больше не получается. Да и бизнес уже намного эти стены перерос (ваша продукция стала популярной и продается по всему миру).
Задача обычно решается просто. В качестве залога под кредит можно использовать часть акций вашей компании. Для этого надо прежде всего преобразовать в ее акционерное общество, а это дело хоть и хлопотное, но не сложное. Следующий вопрос — как определить, сколько ваши акции будут стоить и сколько стоит вся компания в целом? Вот для этого находчивые финансисты и придумали магический механизм IPO.
Магия трех букв
Превратив свою компанию в ОАО, вы выделяете некоторую долю акций и производите так называемое первичное размещение бумаг на бирже (Initial Public Offering — IPO). Это значит, что ваши акции впервые поступают в публичную продажу. Под это дело разворачивается рекламная кампания, рассказывающая, какой у вас крутой бизнес, какой он большой, стабильный и насколько фантастические у него перспективы роста. На рынке всегда существуют владельцы свободных денег, желающие вложить их во что-нибудь перспективное — так почему бы не в ваши акции?
Допустим, реклама ваша удалась, и покупатели выстроились в очередь за вашими бумагами. Допустим, у вас получилось продать 1% ваших акций за 100 млн. долларов (по меркам сегодняшнего рынка это вполне средний результат). Дальше простая арифметика. Если 1% вашей компании стоит 100 млн. долларов, значит, вся ваша компания стоит 10 млрд. долларов. Это позволяет вам использовать часть оставшихся у вас акций в качестве залога при кредитовании. Очень удобно, не правда ли? Зарабатывать деньги не надо, а кредиты выдают под залог бумажек, стоимость которых в значительной степени зависит от красивой отчетности и правильной ее подачи вашей PR-службой.
Куда испарилось 73% «Газпрома»
Однако, как известно, любая палка имеет два конца. Выпущенный на волю джинн довольно быстро начинает жить собственной жизнью. Сторонних акционеров обычно мало волнуют реальные успехи самой компании. Они вложили в вас деньги, чтобы получить прибыль. А она берется всего из двух источников: это либо дивиденды, которые по итогу года вы решите выплатить акционерам, либо продажа акций на бирже после того, как они поднимутся в цене.
Причем второе куда важнее первого. Выплата дивидендов для компании означает изъятие денег из оборота, потому это всегда оказывается сложным компромиссом между необходимостью вкладываться в дальнейшее развитие бизнеса и потребностью сохранять привлекательность ваших акций для акционеров. Причем платить слишком большие дивиденды не менее рискованно, чем их не платить вообще: это могут расценить как знак того, что компания раздает деньги, так как больше не видит, куда развиваться. Стало быть, самое время ее бумаги продавать, а это обычно негативно отражается на их биржевой стоимости.
Александр Запольскис

Поделиться

Читайте также

Загрузка...

Комментарии

Комментарии для сайта Cackle

Новости партнеров