ГлавноеПодробности12 тысяч миль льда за 60 суток. Военные ледоколы 5-го поколения будут...

12 тысяч миль льда за 60 суток. Военные ледоколы 5-го поколения будут патрулировать Арктику

Опубликовано

АВТОР: None

Закладка головного корабля проекта 21180 получившего имя «Илья Муромец» состоится 23 апреля на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Как отмечают в Главном штабе Военно-морского флота, появление подобных кораблей обеспечит базирование и развертывание сил флота в ледовых условиях, а также буксирного обеспечения боевых кораблей.

Новости партнеров

По словам Сергея Шойгу, «постоянное военное присутствие в Арктике и возможность защиты государственных интересов средствами вооруженной борьбы рассматривается сегодня как составная часть общей политики обеспечения национальной безопасности». Это тезис Северный флот подтвердил 16 марта в ходе недавней внезапной проверки объявленной Верховным главнокомандующим Владимиром Путиным. Тогда по сигналу тревоги 38 тысяч военнослужащих, более 3-х тысяч единиц военной техники, 15 подводных лодок, 41 корабль и 110 самолетов, и вертолетов были развернуты в районах боевого применения на Северо-Западе России.

«В рамках учения отрядом боевых кораблей Северного флота совместно с судами Мурманского морского пароходства и ледоколами «Росатомфлота» осуществлена доставка личного состава и техники тактической группы на остров Котельный архипелага Новосибирские острова», — сообщил тогда Шойгу Путину. При этом он подчеркнул, что в районе архипелага проведены боевые стрельбы зенитным ракетным комплексом «Кинжал» с большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко». Кроме того, в рамках учения «впервые на остров Врангеля высажен тактический воздушный десант из состава 83-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВДВ и 155-й отдельной бригады морской пехоты Тихоокеанского флота».

По итогам учений Шойгу заявлял, что в Арктике планируется в обозримом будущем создать специальное соединение патрульных кораблей ледового класса. Вспомогательных судов такого назначения у военных моряков никогда не было. Ледоколы строились лишь для гражданских ведомств. И для обеспечения интересов ВМФ привлекались эпизодически, что значительно сковывает оперативность применения основных сил флота. В современных условиях, перед патрульными соединениями кораблей ледового класса, стоит задача патрулирования прибрежной зоны, охраны объектов и территорий вдоль берегов северных морей и Северного Ледовитого океана, обеспечения прохода и сопровождения кораблей по Северному морскому пути, а также демонстрации военного присутствия в Арктике. На первом этапе, обеспечить это должны ледоколы проекта 21180.

Новости партнеров

В своем стремлении быть первыми, наши военные не одиноки. В прошлом году о желании создать целую флотилию боевых ледоколов заявила Канада. Командующий ВМС страны вице-адмирал Марк Норман заявил, что группа ледокольных патрульных кораблей поможет стране освоиться в Арктике и обеспечит там постоянное военное присутствие. Всего канадцы планируют получить 5 кораблей. Проекты кораблей будут основаны на норвежских патрульных кораблях-ледоколах типа «Свальбард». Стоимость программы оценивается в $ 3,2 млрд. Первый корабль будет построен к 2018 году, последний к 2022 году. Впрочем, критики данной программы заявляли, что патрульные корабли смогут пробиться не через все типы льда в отличие от полноценных ледоколов. Кроме того, их нельзя использовать для расчистки пути другим плавсредствам.

«Водоизмещение «Ильи Муромца» составит 6 тыс. тонн, у него новые принципы электродвижения и современная энергетическая установка, — сообщил о новом корабле глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. — Предполагается, что экипаж будет состоять из 32 человек, при этом автономность судна достигнет 60 суток, а дальность — 12 тыс миль. Ледокол будет способен преодолевать ледовое поле толщиной до 80 см».

Новости партнеров

«Главное «Ноу-Хау» российского военного ледокола — использование винторулевых колонок, — объяснил телеканалу ЗВЕЗДА один из разработчиков ледокола главный конструктор Центрального конструкторского бюро «Балтсудопроект» Андрей Обухов, их еще называют Азиподов (Azipod). — Каждая из них имеет мощность в 3,5 МВт. В традиционных двигательных системах двигатель находится внутри корпуса судна, и вращение передается на винт посредством промежуточных валов, иногда через редуктор. Azipod состоит из высокомоментного электродвигателя, расположенного в отдельном корпусе — поде. Гребной винт установлен непосредственно на валу электродвигателя, что позволило передавать вращающий момент с двигателя непосредственно на винт, минуя промежуточные валы или редукторы. Отказ от промежуточных элементов пропульсивной системы исключает потери энергии, возникающие в них при передаче вращательного движения с вала двигателя на винт».

Установка закреплена вне корпуса судна с помощью шарнирного механизма и может вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов, что позволяет получить лучшую маневренность судна как по курсу, так и по скорости по сравнению с обычными движительными установками. Применительно к ледоколам 21180 проекта это позволяет кораблям двигаться хоть носом, хоть кормой, хоть бортом. То есть выполнять маневры в тех условиях, когда корабль с обычной движетельной системой давно бы встал на месте.

Проект 21180 первый в России именно с такой компоновкой. По словам Обухова, винторулевые колонки применяются и на других новых ледоколах проекта 21900 типа «Москва» и «Санкт-Петербург», но там двигатели установлены в самом корпусе корабля, а вращательная энергия передается на установленные в колонках винты по средствам валов. На «Илье Муромце» двигатели непосредственно вынесены за корпус судна.

«Это новое и весьма инновационное решение, — говорит конструктор, в отношении него есть свои опасения. — Например, что во время проводки в винторулевую колонку может забиться лет, что приведет к выходу из строя двигателей. Зато такая компоновка значительно уменьшает расход топлива из-за отсутствия дополнительных передающих усилия механизмов. В любом случае, необходимо искать новые решения иначе не будет прогресса. И в этом плане корабли проекта 21180 в своем роде новое слово в отечественном судостроении».

К слову, Azipod — одно из главных достоинств больших десантных вертолетоносцев типа «Мистраль», которое так долго превозносилось, как нечто фантастическое, недоступное российской промышленности. В Крыловском государственном научном центре — организации без экспертной оценки которой, сегодня не строиться ни один корабль в стране, сообщили, что применение подобных движительных устройств норма для современного кораблестроения. Особенно, когда речь идет кораблях и судах специального назначения. Кроме маневренности, такое техническое решение сокращает объём машинного отделения, повышая грузовместимость, а так же дает возможность создавать более комфортные условия проживания экипажа из-за увеличения количества и размеров внутренних помещений корабля.

«К современным ледоколам сегодня предъявляется значительно больше требований, чем к аналогичным судам раньше, — объяснил главный конструктор Центрального конструкторского бюро «Балтсудопроект» Андрей Обухов, прежде всего это многофункциональные суда. — Ледокол должен не только ломать лет, осуществлять проводку кораблей, но и выполнять вспомогательные функции: выполнять спасательные, инженерные работы, доставлять грузы. То есть современный ледокол это автономный — многофункциональный комплекс решающий большое количество задач».

Если посмотреть на изображение «Ильи Муромца», то в носовой части у него расположена вертолетная площадка, в кормовой части — подъемный кран. Все это, как отмечает Обухов, требования многопрофильности судна этого класса.«Корабль сам в состоянии вести погрузочно-разгрузочные работы, — говорит конструктор. — То есть кроме непосредственно ледокольных функций, быть еще и судном снабжения».

В ближайшее время ВМФ планирует получить не менее 4-х ледоколов проекта 21180. В перспективе, Крыловский центр готов предложить флоту и концептуально новый проект ледокола будущего. Проект носит условное название — «Ледокол Лидер». мощность его энергетической установки будет 110 МВт. А ледопроходимость составит до 3,5 м. По словам конструкторов, это обеспечит Военно-морскому флоту круглогодичную навигацию по Северному морскому пути вне зависимости от характера складывающейся ледовой обстановки.

Дмитрий Литовкин

tvzvezda.ru





Ростислав Ищенко объяснил невысокую скорость наступления ВС РФ на Украине

Политолог, историк, публицист, обозреватель МИА "Россия сегодня" Ростислав Ищенко прокомментировал ход наступления ВС РФ на Украине. Об этом пишет издание "Военное дело". «Россия правильно и эффективно...

Дональд Трамп считал Украину частью России

Экс-главу Белого дома недоброжелатели пытаются уличить в «пророссийских» взглядах Во время своего президентства Дональд Трамп считал, что Украина "должна быть частью России", говорится в новой...

Европа готовится к возвращению Трампа в Белый дом

CNN со ссылкой на свои источники пишет, что европейские дипломаты в Вашингтоне лихорадочно работают над организацией встреч с представителями бывшего президента Дональда Трампа в...

Читайте также

Какая мобилизация нужна России

Есть чем дополнить очень правильные тексты Романа Алехина и Романа Сапонькова о мобилизации. О...

Юрий Котенок: Россия долго запрягает в этой войне

Военкор, главред изданий "Сегодня.ру" и "Аналитическая служба Донбасса" Юрий Котенок был одним из немногих...

Зеленский сломался и признал: никого не волнует, что происходит на Украине

«Позор для всего мира и для демократии» США на Украине не демократию защищают, а преследуют...