ГлавноеБылоеВыбора нет

Выбора нет

Опубликовано

АВТОР: None
Почему избирательная система США приводит к власти президентские династии
Двадцать лет подряд — с 1989 по 2009 год — в Белом Доме хозяевами были представители семей Бушей и Клинтонов. Затем бывшая первая леди США Хиллари Клинтон руководила Госдепартаментом при президенте Бараке Обаме, а сейчас она же считается фаворитом грядущих президентских выборов. В этот раз, как и раньше, главу государства изберут несколько сотен человек, отобранных самими кандидатами, а голос избирателя одного штата приравняют к трем-четырем голосам жителей другого.
У президента есть свой сын
Американские президентские династии зародились вскоре после выхода США на политическую арену. Джон Адамс-отец возглавлял страну в 1797-1801 годах, а Джон Адамс-сын — в 1825-1829 годы. Отставной генерал, победитель индейцев, испанцев и англичан Уильям Гаррисон руководил государством всего месяц. Он умер от воспаления легких 4 апреля 1811 года. Зато его внук Бенджамин Гаррисон президентствовал за двоих: в 1881-87 и 1889-93 годах.
Избранный 4 марта 1849 года и скончавшийся 16 месяцев спустя от тифа Захария Тейлор — внучатый племянник президента Мэдисона (1800-1817 годы). Рекордсмен по пребыванию на высшей государственной должности Франклин Рузвельт (1932-1945 годы) — всего лишь шестиюродный внучатый племянник Теодора Рузвельта (1901-1909 годы). Зато жена Франклина — родная племянница Теодора.
Жена Буша-старшего и мать Буша-младшего происходит из рода Франклина Пирса (президентствовал с 1853 по 1857 годы). Барбара Буш-Пирс могла стать дважды мамой президента. Ее младший сын, бывший губернатор Флориды Джеб Буш, лишь после долгих колебаний отказался от участия в нынешних выборах.
Подобная семейственность присуща и другим цитаделям демократии. Грецией в 1944-45, 1963-65, 1983-89, 1993-96 и 2009-11 годах руководили три поколения клана Папандреу. Вторично вставший к рулю Японии в 2012 году (первый срок в 2006-07 годах) Синдзо Абэ — внук Нобусукэ Киси (1957-60 годы), внучатый племянник Эйсаку Сато (1964-72 годы) и сын министра иностранных дел Синтаро Абэ. Вице-премьер и министр финансов в правительстве Абэ — Таро Асо руководил кабинетом в 2008-2009 годах, наследуя деду — Сигэру Ясиде (1946-54 годы).
Вряд ли в этих странах введут прямую передачу власти от отца к сыну, как у Алиевых в Азербайджане, Бонго в Габоне и Асадов в Сирии. Однако как тут не вспомнить старый армейский анекдот: «Может ли сын генерала стать маршалом? — Не может, у маршала есть свой сын!»
Купить нельзя убить
Путь к власти одной из самых знаменитых политических семей США — клана Кеннеди чаще, чем у прочих прерывался порохом и свинцом.
Из четырех президентов и двух сенаторов, получивших за всю историю США смертельную пулю при исполнении обязанностей, двое носили эту фамилию. Избранного президентом в 1960 году Джона Кеннеди застрелили 22 ноября 1963 года, а 5 июня 1968 года был убит его младший брат, сенатор и кандидат в президенты Роберт Кеннеди.
Официально и Джон Кеннеди, и все остальные покойники стали жертвами киллеров-одиночек, но странных обстоятельств во всех преступлениях хватает. Убийцы Кеннеди и Авраама Линкольна не дожили до суда, и все концы успешно ушли в воду. Имевших хорошие шансы поправиться президентов Джеймса Гарфилда и Уильяма Мак-Кинли залечили до гангрены. Первому занесли заразу в рану, у второго не нашли застрявшую в теле пулю, отказавшись использовать рентгеновский аппарат.
Очевидно, некоторые из ликвидированных президентов и вправду не нашли общего языка с наиболее авторитетными людьми Штатов, но обычно проблемные кандидаты с реальными шансами устранялись раньше. Так был убит сенатор от Луизианы Хьюи Лонг, призывавший к усилению налогообложения большого бизнеса.
Лонга пытались привлечь за коррупцию, но безуспешно. Воров в его окружении обнаружилось не более чем у других, построенные в штате больницы, дороги и школы говорили сами за себя, и шансы стать президентом, если не на выборах 1936 года, то на следующих, у него, несомненно, имелись. Но 10 мая 1935 года неприятного кандидата застрелили, убийца был немедленно прикончен охраной, а через несколько месяцев писатель Синклер Льюис выпустил роман «У нас это невозможно» с душераздирающими подробностями фашистской диктатуры, которую собирался установить покойный. Ни в этом памфлете, ни в написанном по мотивам биографии Лонга романе Роберта Пенна Уоррена «Вся королевская рать» не прозвучали слова сенатора: «Рузвельт простит человека, который убьет меня».
Простить труп Рузвельту не удалось, но именно созданное им Управление общественных работ в ходе выборов 1936 года организовало по всей стране агитационные постановки спектакля «У нас это невозможно», показывая обывателю, от какого ужаса избавил Америку луизианский убийца.
Чуть легче, чем Лонг, отделался губернатор Алабамы Джордж Уоллес, выступавший против предоставления гражданских прав неграм, когда в Вашингтоне окончательно решили уравнять их с белыми. На выборах 1968 года Уоллес победил в пяти штатах и набрал 13,5 процента голосов, но за полгода до следующих выборов получил три пули, чудом выжил и провел остаток дней в инвалидном кресле, усиленно каясь перед черными братьями.
Сейчас в столь крутых мерах необходимости нет, поскольку во время президентства Барака Обамы бизнесу удалось добиться отмены ограничений на финансирование избирательных кампаний. В результате, по словам экс-президента Джеймса Картера, Соединенные Штаты окончательно превратились в олигархию, где политические решения покупаются и продаются.
Президент вопреки большинству
Семейственностью и коррупцией никого не удивишь. Но только в США президентом может стать претендент, набравший меньше голосов, чем его соперник. Происходит это благодаря двухступенчатым выборам: граждане в каждом штате голосуют за конкурирующие списки выборщиков президента, а те уже — за главу государства. Кого поддержит больше половины 538 выборщиков, тот и въедет в Белый дом.
Столь странная система обусловлена историей американского государства. 13 британских колоний провозгласили себя независимыми республиками и объединились ради свержения власти британской короны. Малонаселенные штаты опасались, что более многолюдные соседи проведут своего кандидата, не считаясь с ними (и сейчас в 12 самых густонаселенных штатах избирателей больше, чем в остальных 38). Правящая же верхушка боялась появления талантливого демагога, который, обманув легковерных граждан, превратится в диктатора.
Вот и возникла идея коллегии выборщиков, куда каждый претендент на президентский пост выдвигает своих ставленников, но непременно из представителей всех штатов, и в каждом штате по отдельности. В результате некоторые малонаселенные штаты получают солидное преимущество. У Вайоминга с населением около 600 тысяч человек три выборщика, а у Техаса с 27,5 миллиона человек — 38, то есть голос вайомингца почти вчетверо весомее, чем техасца.
Самый же существенный подвох кроется в том, что почти во всех штатах (кроме Мэна и Небраски, где отчасти учитывается мнение меньшинства голосовавших) голоса, отданные за проигравшие команды, пропадают. Что выйдет, если в Калифорнии (примерно 14 миллионов избирателей) восемь миллионов проголосует за республиканцев и шесть миллионов за демократов, а в Нью-Гемпшире, Нью-Джерси, Нью-Йорке и Нью-Мексико (13 миллионов избирателей) — один миллион за республиканцев и 12 миллионов за демократов? Республиканцы наберут в пяти штатах девять миллионов голосов, демократы — 18 миллионов, но республиканского кандидата в президенты поддержат 55 калифорнийских выборщиков, а получившего вдвое больше соперника — только 52 выборщика от остальных четырех штатов.
Последний раз «меньшевики» победили так в 2000-м году. Республиканец Джордж Буш-младший получил 50 460 110 голосов, а демократ вице-президент Альберт Гор — 51 003 926, но выборщиков за Буша оказалось 271, а за Гора — 266. Все решилось во Флориде, где после пяти дней пересчетов преимущество Буша сократилось с 2 лишних тысяч до 537 голосов, и этого хватило, чтобы обеспечить ему 25 выборщиков, которые все и решили. Мнение 537 флоридцев перевесило бюллетени 544 353 остальных американцев.
По такому же сценарию, но без пересчета, прошли выборы 1888 года. За кандидата от Республиканской партии Гаррисона-младшего проголосовало 48,6 процента избирателей и 168 выборщиков, за его оппонента от Демократической партии Гровера Кливленда — 47,8 процента и 233 выборщика, и в Белый Дом въехал Кливленд.
Когда кандидаты шли вровень, вопрос нередко решали подтасовки. На выборах 1960 года демократ Джон Кеннеди на 0,17 процентов голосов избирателей опередил республиканца Ричарда Никсона, но во многих местах с бюллетенями творилось нечто странное. На одном из участков техасского округа Энджелина из 86 зарегистрированных избирателей 187 проголосовали за команду Кеннеди, а в округе Фэннин к 4895 зарегистрированным избирателям прибавилось 1243, также проголосовавших за демократов.
Впоследствии подсчитали, что без подобных махинаций Кеннеди проигрывал, и нескольких избиркомовцев даже осудили за мошенничество, но пересматривать итоги никто не стал. Да и слухи об организации бюллетеней от «мертвых душ» людьми крестного отца итальянской мафии Фрэнка Костелло не проверялись. Ну, сотрудничал босс «Коза Ностры» с отцом президента по части нелегальной торговли спиртным, так мало ли у кого какой в молодости бизнес имелся?
Обмен чернокожих на фальшивки
Что делать, если больше половины выборщиков нет ни у одного кандидата? В соответствии с Конституцией вопрос передается на рассмотрение нижней палаты Конгресса. Такое случалось в 1800 и 1824 году. В 1800 году за кандидатов от партии демократических республиканцев Аарона Берра и Томаса Джефферсона проголосовало по 73 выборщика, и решающий голос получила Палата представителей, где преобладала конкурирующая партия федералистов. Хотя ее кандидата поддержали лишь 65 выборщиков, именно проигравшие определяли судьбу победителей. Лидер федералистов Александр Гамильтон, получив от Джефферсона обещание сохранить ключевые места в государственном аппарате за своими людьми, смог склонить сопартийцев на его сторону. Берр очень обиделся и застрелил Гамильтона на дуэли.
Четверть века спустя демократические республиканцы в условиях полного отсутствия оппозиции выдвинули сразу четверых кандидатов от разных фракций партии. Государственный секретарь Джон Адамс-младший вчистую проиграл сенатору Эндрю Джексону. За Джексона проголосовали 41,3 процента избирателей и 99 выборщиков, за Адамса — 30,9 процента избирателей и 84 выборщика, и еще за двух кандидатов — 24,2 процента избирателей и 88 выборщиков. Преобладавшие в Палате представителей противники Джексона проголосовали за Адамса. Пострадавшему от депутатских козней удалось взять реванш лишь на следующих выборах.
Демократичнее же всего признали победителем кандидата, занявшего второе место по числу выборщиков в 1876 году. Республиканцы полагали, что, разгромив в 1861-65 годах отделившиеся южные штаты, их администрация гарантировала себе власть на долгие десятилетия, но просчитались. Разгул послевоенной коррупции, столь ярко описанный Маргарет Митчелл в «Унесенных ветром», изрядно подпортил репутацию победителей.
Прославившийся разоблачениями взяточников и мошенников в собственной партии губернатор Нью-Йорка от демократов Сэмюэл Тилден собрал голоса почти 52 процентов избирателей и 204 выборщиков из тогдашних 369. Республиканский конкурент Ратерфорд Хейс признал поражение и даже поздравил победителя в газете The New York Sun. Но действующий президент, бывший главнокомандующий американской армией в войне с сепаратистами Улисс Грант, решил иначе. По его приказу на территорию трех «демократических» южных штатов — Луизианы, Флориды и Южной Каролины — вошли войска, под надзором которых бюллетени пересчитали, и у Хейса оказалось 185 выборщиков против 184 у соперника.
Тут возмутились даже многие республиканцы, и Конгресс раскололся: Палата представителей потребовала признать полномочия Тилдена, верхняя палата (Сенат) поддержала Хейса. В ответ Грант ввел армию в Вашингтон. Сомнений, что он пустит ее в ход, не было ни у кого, и противники пересчета бюллетеней капитулировали. В качестве компенсации южанам разрешили ввести законы, фактически отстранявшие от выборов большинство недавно освобожденных от рабства негров — по причине неграмотности, отсутствия определенного места жительства и под прочими предлогами.

Мятеж большинства
Чернокожим пришлось завоевывать заново свои гражданские и политические права, для чего понадобилось около ста лет. Унаследованная же от основателей США система выборщиков оказалась куда более живучей, чем расовая дискриминация. Существующее положение дел выгодно слишком многим влиятельным людям.
Среди них — верхушка так называемых «пограничных» штатов, где демократов и республиканцев поддерживает примерно одинаковое количество избирателей. Склонив несколько процентов населения на сторону одного из претендентов, можно обеспечить ему всех выборщиков. За такое кандидаты готовы многое обещать и влиятельным людям, и всему штату, причем часть обещаний даже выполняется.
Заинтересованы в сохранении статус-кво и влиятельные меньшинства. Пример влияния одного из них — успех демократа Барака Обамы во Флориде, где в 2000 году его однопартийцу Альберту Гору не хватило для победы 538 голосов. На выборах 2008 года против Обамы проголосовало большинство белых и латиноамериканцев Флориды, но негры, составлявшие 15 процентов населения, выступили почти единогласно, обеспечив ему перевес на 2,8 процента.
Наконец, избирательная система выгодна элите в целом, поскольку отсекает почти всех «экстремистов», создавая на их пути практически непреодолимый барьер. Даже если возмутителю спокойствия удается выступить от одной из двух ведущих партий, к чему сейчас близок лидирующий среди претендентов от Республиканской партии экстравагантный миллиардер Дональд Трамп, это не гарантирует успеха.
Ряд ведущих республиканцев уже призвали поддержать Клинтон, и выборщики Трампа смогут сделать это даже вопреки решению проголосовавших за них избирателей. В 26 штатах выборщики имеют на это полное право. В остальных за такое полагается символическое наказание до одной тысячи долларов штрафа, и под угрозой разве что политическая карьера, но не в данном случае. У Клинтон и республиканцев-противников Трампа достаточно возможностей отблагодарить нарушителей воли сограждан.
Иногда избирателей вообще ни о чем не спрашивают. В 1973 году бывший соперник Кеннеди, президент Ричард Никсон, был вынужден уволить попавшегося на финансовых злоупотреблениях вице-президента Спиро Агню. Преемником Агню стал глава фракции республиканцев в Палате представителей Джеральд Форд. Он и сменил самого Никсона через десять месяцев, когда тот ушел в отставку, получив импичмент от Конгресса за организацию прослушки политических оппонентов в отеле «Уотергейт». Полагалось объявить досрочные выборы, но решили обойтись без этого, и страной почти 2,5 года руководил человек, которого вообще не выбирали ни президентом, ни вице-президентом.
Неудивительно, что, согласно социологическим опросам авторитетного Института Гэллапа, от 59 до 62 процентов населения выступают за переход к прямым президентским выборам. Однако хозяева страны предпочитают игнорировать мнение большинства. В 1970 году Сенат заблокировал решение Палаты представителей о постепенном переходе к всеобщим выборам. А сторонник отмены выборщиков, Ричард Никсон по удивительному совпадению стал единственным президентом, потерявшим должность в результате импичмента.
Но его единомышленники не сдаются. Десять лет назад они заключили между собой «Национальный договор за народное голосование» (National Popular Vote Interstate Compact). Все субъекты федерации, присоединившиеся к этому соглашению, обязались отдавать голоса выборщиков кандидату, получившему большинство голосов избирателей. Договор вступает в силу после присоединения к нему штатов с 270 выборщиками, но пока его подписали только 11 штатов со 165 выборщиками, и еще в шести (с 63 выборщиками) документ обсуждается в местных законодательных органах.
Запуск «Договора за народное голосование» может вызвать в США острейший политический кризис. Если противники реформы потребуют от выборщиков голосовать по-прежнему и многих склонят на свою сторону, страна имеет шанс получить двух президентов — от выборщиков и от населения. Последствия совершенно непредсказуемы, особенно если учесть, что президент США, помимо прочего, еще и главнокомандующий.
Конечно, вопрос с неугодным кандидатом можно традиционно решить с помощью удачно подвернувшегося убийцы-маньяка, но, скорее всего, «Договор» объявит противоречащим Конституции Верховный Суд. Чтобы внести в основной закон изменения, потребуется большинство обеих палат Конгресса и три четверти голосов представителей парламентов штатов. Преодолеть такой барьер большинство население сможет разве что с помощью всенародной акции протеста, но времени осталось немного.
Сейчас за реформу выступает свыше 60 процентов населения, полвека назад их было 80 процентов, а после 2040 года проблема станет неактуальной. США из страны с белым большинством превратится в мультирасовое общество различных этнических и религиозных меньшинств, которым система выборщиков, как уже говорилось, чрезвычайно выгодна, а семействам потомственных политиканов и крупному капиталу — особенно.
Юрий Нерсесов




Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Бортников: Задержанные за теракт в «Крокусе» подтверждают украинский след

Первичные данные, полученные от задержанных по делу о теракте в «Крокус Сити Холле», подтверждают...

ВС России авиаударом уничтожили высокоранговых офицеров ВСУ

Аналитик Центра геостратегических исследований Лукас Лейрос в статье для InfoBRICS сообщает, что в результате...

«Наша» Украина будет называться Россией, «не наша» — носить гордое звание лимитрофа

Санитарную зону придется постоянно расширять по мере появления у Киева нового оружия «Санитарная зона в...