Совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), которая работает над поиском виновных в крушении малайзийского Boeing в 2014 году, обнародует в среду предварительный доклад. Ожидается, что эксперты из Нидерландов, Австралии, Украины, Бельгии и Малайзии опубликуют данные о типе ракеты, поразившей самолет, а также о точном месте ее запуска.
Вопрос «кто виноват?» пока останется без ответа: в генпрокуратуре Нидерландов, под руководством которой проводится расследование, подчеркнули, что работа специалистов по поиску ответственных за катастрофу продолжится. Финальный доклад может быть обнародован в конце 2016 — начале 2017 года.
Новости партнеров
Год назад — 13 октября 2015 года — результаты своего расследования опубликовал Совет безопасности Нидерландов. Ведомство ставило перед собой задачу объяснить причины произошедшего и не занималось возложением вины на ту или иную сторону. В докладе голландского СБ отмечалось, что крушение авиалайнера было вызвано взрывом у левого борта боевой части типа 9Н314М, установленной на ракете серии 9М38, запущенной из системы «Бук». Точное место пуска следствие не установило: согласно выводам расследования, ракета могла быть выпущена с территории площадью 320 квадратных километров на востоке Украины. Таким образом, в докладе нет ответа на вопрос, под чьим контролем находился район, откуда стреляли по авиалайнеру.
В России согласились с выводом, что ракета разорвалась с левой стороны авиалайнера. Однако в российской компании-производителе ЗРК «Бук» концерне «Алмаз-Антей» считают это доказательством того, что она была выпущена с подконтрольной украинским силовикам территории. По заявлением Москвы, украинские войска в момент трагедии находились в районе поселка Зарощенское. Если бы стреляли из района, контролировавшегося ополченцами, то есть из Снежного, самолет получил бы повреждения с правой стороны, отмечают в концерне.
Что касается типа ракеты, в концерне также указывают на серию 9М38 и отмечают, что подобные ракеты есть на вооружении у Украины, но не России: с 2011 года они были сняты с вооружения российской армии. Однако с выводом о том, что боеголовка ракеты является новой модификации — 9Н314М — в Москве категорически не соглашаются.
Киев знает, но скрывает
Несмотря на то, что Россия не входит в JIT, за помощью к ней всё же обращались. Ранее Голландия запрашивала, в частности, необработанные первичные радиолокационные изображения украинского воздушного пространства региона Луганск-Донецк за период, когда произошло крушение лайнера. Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что «Алмаз-Антею» удалось получить с одного из своих заводов — Лианозовского электромеханического — необходимую информацию с головных процессоров ростовского трассового радиолокатора. По данным предприятия, в районе катастрофы MH17 не наблюдалось никаких сторонних объектов, которые могли стать причиной разрушения лайнера.
Как заявил в свою очередь начальник радиотехнических войск российских Воздушно-космических сил генерал-майор Андрей Кобан, российский радиолокатор обнаружил бы ракету, сбившую Boeing в Донбассе, если бы ее выпустили из района, находящегося восточнее точки катастрофы. Однако ответить на вытекающий из этого вопрос, был ли произведен пуск с территорий южнее или западнее точки катастрофы, технические возможности российских средств объективного контроля, по его словам, не позволяют.
Зато позволяют украинские радиолокационные средства: как сообщил Кобан, 17 июля 2014 года средствами радиотехнический разведки РФ в районе крушения самолета отмечена работа радиолокационных станций вооруженных сил Украины, предназначенных для ведения разведки и контроля воздушного пространства. Это подтверждает факт наличия украинских средств ПВО в районе катастрофы самолета.
Новости партнеров
Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков заявил, что украинская сторона не случайно утаивает информацию по полной картине крушения МH-17 в Донбассе, которая бы позволила установить полную картину катастрофы. По его словам, украинские власти вели себя так же и в 2001 году, когда украинский расчет ПВО во время учений сбил российский пассажирский самолет Ту-154. Более того, по мнению Конашенкова, Украина ведет расследование по ложному следу.
«Сегодня, являясь членом совместной следственной группы, Украина откровенно уклоняется от предоставления данных и манипулирует ходом расследования, которое идет по ложному следу. От противоречивых данных о поражающих элементах до неверного определения типа ракеты и, как следствие, места ее запуска», — сказал он.
По заявлению российского генерала, предполагаемое международной технической комиссией место запуска ракеты «однозначно опровергнуто информацией первичной радиолокации».