ГлавноеБылоеУкрощение гегемона... Как перейти к Валдайской системе без предшествующей войны?...

Укрощение гегемона… Как перейти к Валдайской системе без предшествующей войны?…

Опубликовано

АВТОР: None

Выступление В. В. Путина на заседании клуба «Валдай» не могло не привлечь внимания публики: президент РФ подробно ответил на претензии к России, выдвинутые западными державами, и в первую очередь США, а также изложил собственные претензии к США…

Новости партнеров
Если обозначить эти претензии максимально кратко, они сводятся к тому, что Америка последнее время стала злоупотреблять своей манией величия, и это не сулит ничего приятного как мировому сообществу в целом (ибо Америка ведет себя в этом сообществе, как слон в посудной лавке), так и самой Америке, нарушающей центральный принцип любой стратегии: «Невозможно быть сильнее всех одновременно во всех пунктах пространства».

Хаотическое производство беспорядка в мировом масштабе, в последнее время особенно ускорившееся и усилившееся, рано или поздно (и скорее рано, чем поздно) приведет в логическому концу. Если с упорством, достойным лучшего применения, развинчивать всюду скрепы безопасности, которые, отнюдь не будучи совершенными, все же худо-бедно удерживали человечество от глобального беспорядка, именуемого также мировым кризисом, то усердие будет вознаграждено: этот кризис разразится во всем своем ужасе.

Что, в свою очередь, поставит державы перед вопросом, как реорганизовать международную политику с тем, чтобы неизбежное соперничество народов и государств оставалось в некоторых рамках, исключающих абсолютно неконтролируемое развитие событий, к каковому развитию все больше толкают мир хаотические действия США.

За последние четыре неполных века державы трижды проходили через глобальный беспорядок, по итогам которого учреждалась международная система, позволяющая как-то избежать кризиса в течение более или менее длительного срока. Вестфальская система, установившаяся в 1648 г.,

Венская система 1815 г. и Ялтинская система 1945 г. Все эти системы были далеко не идеальны, но они не дали повториться кризису, их породившему. Ибо 1648 г. подвел черту под ужасами Тридцатилетней войны, 1815 г. — под двадцатилетней наполеоновской эпопеей, в ходе которой Франция творила в Европе, что хотела, а хотела она многого и не смущалась миллионами жертв. 1945 г. был концом Второй мировой войны, самой ужасной в истории человечества.

Валдайская речь была посвящена тому, нельзя ли учредить Валдайскую (Сочинскую, или названную по имени еще неведомого места) систему, не после, а вместо гигантской человеческой мясорубки. Если войны — даже самые ужасные, как Тридцатилетняя — все равно кончаются миром, то нельзя ли ввести и так очевидно необходимые страховочные механизмы, не платя за это столь страшную цену?

Легко сказать, трудно сделать. Во всяком случае, прежде это не получалось, хотя, очевидно, наши предки и в XVII, и в XIX, и в XX веке вряд ли были сильно глупее наших современников. Иной раз даже кажется, что умнее, а результаты известно какие. Почему у нас будет лучше?

Новости партнеров

Ведь все доводы в пользу системы динамического равновесия (в принципе это довольно рыночный, и даже либеральный в исконном значении этого слова подход) убедительны не для всех. Известно, что если бы геометрические теоремы затрагивали чьи-нибудь интересы, из-за них бы велись войны.

А рассуждения о системе международных отношений затрагивают, и даже болезненно затрагивают, интересы противоборствующих держав по определению. Где уж там соглашаться с истиной, хотя бы она была столь же прозрачна, как признаки равенства треугольников. Интерес превыше всего.

Причем более всего эти рассуждения затрагивают интересы гегемона, т. е. наиболее сильного в текущем раскладе. Правила, вообще говоря, существуют не для сильных; они могут обойтись единственным и всеобъемлющим правилом «Не моги ндраву моему препятствовать». Потребность в правилах испытывают средние и низшие, те, которые понимают, что их нраву найдется кому воспрепятствовать, и потому какие-то минимальные правила несилового решения конфликтов необходимы.

Что же касается гегемона, причем гегемона агрессивного, действующего в духе «Что наше, то наше, а вот об вашем-то мы и поговорим», то вероятность того, что он без болезненного силового вразумления вдруг смирится и начнет действовать по общеприемлемым правилам, эта вероятность невелика. См. Наполеона, а также Гитлера — сильно ли они поддавались словесному вразумлению? Или управляемые ими державы подчинились правилам новой системы (Венской и Ялтинской), лишь пройдя через позор поражения.

К тому следует добавить, что кроме самовластного упоения, упорству гегемона может способствовать осознание того, что если уж он оседлал тигра, самое разумное в его положении — оставаться в положении ездока как можно дольше. Решительности Германии в конце 30-х гг. способствовало и то, что накачка германской экономики производными финансовыми инструментами была (по меркам того времени, разумеется) очень высока. К 1938 г. Рейх был фактически банкротом и стоял перед дилеммой: либо сбалансировать бюджет, что было бы весьма болезненно, и отказаться от честолюбивых внешнеполитических планов, либо продолжать в том же духе, надеясь, что кривая вывезет. То же и у Наполеона: «большая победа решит все». Но степень задолженности США нынче такова, что германские бюджетные проблемы 1938 г. выглядят на сегодняшнем фоне невинной шуткой.

Переход к новой системе международных отношений означает, в частности, и отказ от финансовой гегемонии США, к чему они явно не готовы, да и вообще гегемония утрачивается только через кризис. Внутренний или внешний. До этого прочим державам лишь остается выражать неудовольствие и заранее подстилать соломку, чтобы низвержение очередного гордого Прометея на грешную землю задело их самих в меньшей степени.

Осторожное подстилание соломки, выстраивание параллельных систем военной и экономической безопасности, поскольку от обезумевшего гегемона можно ждать лишь все новых опасностей, в течение уже известного времени есть политика достаточно многих держав. Но доколе гегемон не укрощен, эти меры, в принципе важные и необходимые, могут иметь лишь паллиативное значение. От подстилания соломки до выстраивания более или менее работающей Валдайской системы международных отношений дистанция огромного размера.

Как пройти эту дистанцию с минимальными потерями, не знает пока никто. По любимому выражению историков, писавших при этом о совершенно разных эпохах, «Европа замерла в ожидании». И если бы только Европа…

Новости партнеров

Максим Соколов

ria.ru/columns

Читайте также:

Будучи живым свидетельством «валдайской» речи Путина, я ее, естественно, внимательно выслушал. Речь, как и последующие ответы на вопросы, мне показалась вполне интересной, достаточно аргументированной, умеренно (с учетом аргументации) жесткой, однако комментировать ее я не буду, чтобы не повторять других многочисленных комментаторов, которые уже высказались на эту тему. Но вот в процессе этой речи я явно почувствовал, что в ней не хватает одного крайне важного аспекта, причем по мере ее развития становилось ясно, что этот аспект упущен, скорее всего, намеренно… Выходя с заседания «Валдайского» клуба я поговорил на эту тему с Борисом Межуевым, который, совершЧитать дальше »





Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Трамп призвал провести президентские выборы на Украине

Украинцы имеют право выбрать главу государства, сейчас для этого самое время, заявил президент США...

Зеленский показал Трампу средний палец: Киев сделал план США невозможным для Москвы

Главные новости недели: взятие Северска и выжигание Одессы «Наркоман-фюрер просто показал Белому дому средний палец....

Ядерный тупик: что нам гарантирует и что совершенно не гарантирует ядерное оружие

Россия может по праву гордиться своим ядерным арсеналом, куда сейчас может быть добавлена управляемая...