ГлавноеАналитикаРусские МБР "разорвут в клочья" американскую ПРО

Русские МБР «разорвут в клочья» американскую ПРО

Опубликовано

АВТОР: None
США беззащитны против новых российских баллистических ракет
Новые баллистические ракеты РФ способны «разорвать» ПРО США. Об этом 19 февраля заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин в программе «Воскресный вечер» с Владимиром Соловьевым.
По словам вице-премьера, российские ядерные силы сдерживания состоят из разных ракет, в том числе из «старых советских классических ракет» «Воевода», называемых на Западе «Сатана», но уже разрабатываются новые образцы.
«Это оружие скоро также появится в нашей армии. Это оружие, которое способно преодолеть и сегодняшнюю, и завтрашнюю, и послезавтрашнюю противоракетную оборону США. Мы разорвем эту оборону. Она не представляет для нас на сегодняшний день, кроме провокации, серьезной военной угрозы», — подчеркнул Рогозин.
Поясним: новое оружие — это, прежде всего, баллистическая ракета «Сармат», прототип которой был готов еще осенью 2015 года. Она должна заменить на боевом дежурстве жидкостную МБР шахтного базирования Р-36М2 «Воевода» (SS-18 по западной квалификации). Заметим, что «Сармат» вдвое легче («Воевода» на старте весит внушительные 210 тонн), и может нести к цели больше ядерных боевых блоков индивидуального наведения (по данным открытых источников — до 15, против 10 боеголовок мощностью 750 килотонн каждая у «Воеводы»). Более того, боеголовки «Сармата» будут обладать гиперзвуковой скоростью, менять траекторию полета по курсу и высоте, огибать рельеф местности. Совладать с ними действительно не сможет никакая ПРО — ни нынешняя, ни перспективная.
На настоящий момент прошли успешные огневые испытания двигателей «Сармата». Как заявил командующий Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев, новая ракета поступит на вооружение в 2019—2020 годах.
Кроме того, на вооружении РВСН еще остается двухступенчатая жидкостная ракета шахтного базирования УТ-100НУТТХ, прозванная в народе «соткой» (SS-19, или Stiletto). На боевых позициях их меняют твердотопливные ракетные комплексы «Ярс», которые имеют, по данным открытых источников, по три боеголовки мощностью 150−300 килотонн, летящих к цели с гиперзвуковой скоростью. Кроме того, в «Ярсе» будут реализованы варианты противоракетного траекторного маневра для уклонения от перехватчиков ПРО космического базирования.
Твердотопливные «Ярсы» шахтного базирования уже стоят на боевом дежурстве во Владимирской ракетной дивизии, а мобильные комплексы «Ярс» поступили в 2016 году в полки РВСН в Тейково, Нижнем Тагиле и Новосибирске.
Наконец, на базе «Ярса» создан еще один ракетный комплекс — «Рубеж». Предполагается, что он обладает усовершенствованным боевым оснащением и разделяющейся головной частью. Такие ракеты будут запускать только с подвижных комплексов — возможно, с боевого железнодорожного ракетного комплекса, который был снят с боевого дежурства в конце XX века.
Словом, со стратегическими аргументами дела у России обстоят неплохо. Что принципиально, все изменения в составе РВСН проходят в рамках договора СНВ-3, который был подписан с США в 2010 году.
Что может противопоставить этому Америка?
— ПРО США включает в себя три основных элемента, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Прежде всего, это система GBI (Ground-Based Interceptor — «перехватчик наземного базирования»). Теоретически GBI может перехватывать боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет (МБР) — цели, движущиеся по баллистической траектории со скоростью до 7 км/сек. Причем, делать это на границе атмосферы с космосом — на высоте 120−200 км.
В результате такого подхода, сам агрегат перехвата — ракета — получается трехступенчатой и тяжелой. Ее невозможно установить на мобильные носители, включая корабли.
Второй элемент в системе ПРО США — наверное, важнейший, — это комплекс Aegis. На деле, это корабельная система боевого управления, которая также управляет и противоракетным комплексом на базе ракет SM-3. Этот комплекс постоянно развивается — сейчас, например, испытываются ракеты SM-3 в модификации Block 2А.
Aegis может перехватывать баллистические цели, двигающиеся со скоростью до 5 км/сек. Это все-таки не МБР, а максимум ракеты средней дальности. Соответственно, и высоты перехвата значительно меньше — в диапазоне 40−60 км.
Наконец, третий элемент — мобильная система THAAD (Terminal High Altitude Area Defense), которая является ПРО театра военных действий. Мобильна она только в том смысле, что может самостоятельно перемещаться в другие позиционные районы. Смонтирована THAAD на прицепах и полуприцепах, и чтобы развернуть ее на новой огневой позиции требуется значительное время.
THAAD работает по баллистическим целям, которые имеют скорость полета 3−3,5 км/сек (в новейших версиях — до 5 км/сек). Это оперативно-тактические ракеты, так называемой промежуточной дальности.
THAAD развернута в Сухопутных войсках США. Кроме того, в планах американцев перевести одну из батарей в Южную Корею для защиты от потенциального удара северокорейских баллистических ракет.
— Насколько надежна американская ПРО?
— Когда элементы американской ПРО проходят испытания, то пуски мишеней, имитирующих боевые блоки ракет различного класса — от оперативно-тактических до ракет средней дальности, — проводят с заранее известного направления. Зачастую и время пуска известно, поэтому ПРО — связка из спутников глобальной системы обнаружения, плюс система Aegis, которая с «подсказки» спутников обнаруживает боевой блок на траектории, — работает в условиях информационной определенности. Но даже при этом средняя вероятность перехвата составляет 80−90%.
Перехват, надо заметить, во всех системах ПРО осуществляется кинетической головной частью противоракеты. Другими словами, противоракета не имеет взрывчатого вещества, в ней есть только микрореактивные двигатели для коррекции траектории, которые и обеспечивают точное попадание в цель. Скорость соударения получается более 10 км/сек. Понятно, энергия при этом выделяется такая, что никакой взрывчатки не требуется.
Но никто не знает — потому что ПРО США в реальных условиях никогда не испытывалась, — что будет, когда возникнет необходимость осуществить перехват не одиночной баллистической ракеты, а хотя бы группового удара — от 5 ракет и больше. Такая ситуация лишь моделируется на компьютерах, и результаты ее держатся в тайне. Тем не менее, известно, что американская информационно-аналитическая корпорация RAND (Research and Development — «Исследования и разработка») считает эти результаты неудовлетворительными.
А ведь речь идет о моделировании, а не о реальном перехвате, осуществить который на порядок сложнее. На деле, никто не может предсказать, удастся ли американской ПРО перехватить в реальной ситуации хотя бы одиночную ракету.

— Получается, отразить массированный удар МБР американская ПРО гарантировано не способна?
— Об отражении массированного удара вопрос не ставится даже теоретически — это невозможно. Есть еще момент. «Изделия» всех эшелонов американской ПРО работают исключительно по целям, движущимся по баллистическим траекториям. Перехват основан на вычислении параметров траектории цели, и пуске противоракеты в заранее рассчитанную точку.
Но если боевой блок маневрирует — по курсу, по высоте, — его перехват существующими средствами вообще невозможен.
— Другими словами, Рогозин прав и не преувеличивает?
— Да, безусловно. Хотя речь здесь, в первую очередь, идет не о новейших ракетах, а об их боевой нагрузке. Эта нагрузка включает и средства преодоления ПРО — например, ложные цели, имитирующие боевые блоки. Если среди пяти целей, которые появляются на информационных экранах американской системы ПРО, только одна представляет собой реальный блок с ядерным зарядом, можно взять справочник по математике и посчитать: что останется от вероятности перехвата 80−90%, которая заявлена по одиночному блоку. Ответ, в два слова, — ничего не останется.
Добавлю к этому, что сейчас у нас разрабатывается так называемое гиперзвуковое оружие. В том числе, есть разработки гиперзвуковых боевых блоков МБР, осуществляющих маневры на траектории. Такой блок даже теоретически невозможно перехватить.
— США понимают, что система ПРО ничего не гарантирует, и пытаются военно-политическими методами нивелировать преимущество РФ в стратегических вооружениях, — считает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков. — Именно в этом заключается основной смысл американской политики сдерживания. Неслучайно президент США Дональд Трамп озвучил наивное, на первый взгляд, предложение разменять часть ядерного потенциала РФ на сворачивание антироссийских санкций.
С другой стороны, Вашингтон ориентируется на прецедент холодной войны — надрыв экономики СССР от гонки вооружений с США. Пытаясь сегодня принизить роль ядерного оружия, США намеренно втягивают нас в новую гонку, поскольку на разработку и производство новейших высокоточных вооружений требуется в десятки раз больше средств, чем на модернизацию ядерной триады России.
Думаю, Вашингтон и дальше будет играть против Москвы по этим двум направлениям. И наша задача — четко выдерживать свою линию, и не вестись на провокации.
Андрей Полунин




ISW: Освобождение Часова Яра станет ключом к Донбассу

Российские войска подходят все ближе к Краматорско-Славянской агломерации, где ожидаются основные бои Российские войска вплотную приблизились к окраинам Часова Яра, за чем последует неминуемое окружение...

Запад решил уничтожить сербов: «Счет пошёл на часы»

Президент Сербии предупредил свой народ, что его вновь, как уже было в печальной сербской истории, ожидают тяжелейшие испытания. И пообещал рассказать сербам, что их...

На войну приглашаются европейцы второй категории

Считается, что система двусторонних соглашений стран НАТО с Киевом позволит коллективному Западу воевать с Россией как бы исподтишка, не опасаясь жёсткого ответа. Они уверены?.. Западные...

Читайте также

Русские штурмовики по «муравьиной тропе» ворвались на окраины Часова Яра

На Артемовском направлении части нашей армии продвинулись вперед сразу на 5 километров По данным ряда...

Захар Прилепин. Про их серебреники

На первом допросе один из ублюдков, устроивших ад в «Крокусе», признался, что ему была...

Американцы предлагают три сценария взятия Харькова

ISW: основной целью весенне-летнего наступления России будет освобождение Слобожанщины Российские войска продолжат наступательные операции, которые...