Главная » 2017 » Январь » 10 » Мыльный PR-пузырь президента Обамы

Мыльный PR-пузырь президента Обамы

просмотров: 258 АНАЛИТИКА

Барак Обама, кроме всего прочего, войдет в историю как самый продвинутый в области public relations президент США, который поставил работу со СМИ во главу угла своей деятельности.

"Большинство людей согласится с тем, что президент Обама — мастер коммуникаций. Обама по-настоящему первый публичный лидер в США, который умело использует всю мощь целого набора современных средств массовой информации. Этот президент использует как традиционные, так и новые возможности в области СМИ, чтобы его послания распространились оперативно и повсеместно". Так квалифицировал работу Обамы и его команды по связям с общественностью директор известной PR-компании Kwittken Аарон Квитткен, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке, а представительства – в Лондоне и Торонто.

PR предполагает информационное сопровождение некой реальной деятельности. Если таковой нет, или вместо нее — одни провалы, тогда PR становится дымовой завесой для этих провалов. PR превращается в мыльный пузырь, который невозможно накачивать бесконечно. Он лопается.

С Обамой именно это и случилось. Обама строил из себя "клёвого парня", каким не был. В результате пузырь лопнул, и все увидели, что Обама не умён, не компетентен, не сдержан, и даже плохой актер, не сумевший сыграть того самого "клёвого парня".

"Отец нации"

Не успев вступить в должность, Обама начал светиться на различных публичных мероприятиях. Начались бесконечные фотосессии в Белом доме и вне его. Обама выступал по поводу и без повода то там, то здесь – и везде с пафосом, который не был подкреплен существом события.

Уже в августе 2009 года, спустя восемь месяцев после занятия Обамой президентского кресла, местные журналисты обратили внимание, что новый президент успел появиться на 15 мероприятиях в городских ратушах. За это время PR-команда Белого дома распространила 800 снимков президента, он провел четыре больших пресс-конференции (его предшественник Джордж Буш-младший провел столько же за все время своего президентства).

С благосклонного разрешения Обамы его пиарщики строили из него образ "отца нации". Обама всё время хотел быть первым и единственным во всём. Он пытался выставлять себя и "главным в стране профессором", и "главным проповедником", и "главным отцом" — главным во всём. И эта манера стала, по мнению журнала New York Magazine, основной чертой его президентства.

"Таковы привычки президента в отношении СМИ. Все уяснили: он полагает, что каждый день есть кто-то, кто желает его видеть и слышать. Он в информационном бизнесе — почти так же, как в политике", — отмечал New York Magazine, приводя слова Эда Гиллеспи (Ed Gillespie), бывшего председателя Республиканского Национального комитета и советника Джорджа Буша-младшего: "Этот президент — как контент-провайдер".

Не надо быть психологом, чтобы понять, что всё выше сказанное — свидетельство одновременно и глубокого комплекса неполноценности Барака Обамы, и его крайней заносчивости и гордыни. Он всё время себя чувствует ущербным. Именно этим объясняются и судорожные действия администрации Обамы по введению всё новых и новых санкций против России, и нагнетание антироссийского допингового скандала в международном спорте, и метания в разные стороны по поводу признания-непризнания действующих в Сирии боевиков террористами или "умеренной оппозицией".

Этим, кстати, объясняется и то, что команда Обамы добилась присуждения ему Нобелевской премии мира в 2009 году, то есть в год его вступления в должность президента. За какие такие заслуги? Я уже не раз писал, что Норвежский Нобелевский комитет — отнюдь не самостоятельный орган, каким он, вероятно, был на заре своей деятельности. И сегодня всесильной американской администрации ничего не составляет "уговорить" "неподкупных и независимых" членов этого комитета. Между тем, всем было настолько очевидна несправедливость и предвзятость решения о присуждении Обаме Нобелевской премии мира, что даже его секретарь Гейр Лундестад был вынужден заявить позже: "Барак Обама не оправдал тех надежд, которые на него возлагались". Но так или иначе, Нобелевская премия мира была положена пиарщиками Обамы в зачет себе и шефу.

За чей счет банкет?

Желание Обамы быть на виду и "оперативно и повсеместно" распространять свои мысли обходилось американской казне довольно дорого. По данным американского издания Accuracy in Media, только в начале президентства Обамы оплата счетов на "коммуникационные услуги" и услуги спичрайтеров президента превышала 100 тысяч долларов в неделю. И только на одни зарплаты сотрудникам службы по связям с общественностью Белого дома выделялось почти 5 млн долларов год. Это не считая услуг различных так называемых "новых медиа" типа социальных сетей в интернете.

Accuracy in Media насчитала 66 сотрудников, которые так или иначе были вовлечены в пиаровскую работу Белого дома. Это – пресс-секретари и их помощники, специалисты по коммуникациям с общественностью, специалисты по "новым медиа", спичрайтеры, а также 11 сотрудников вновь образованного в систем е президентской администрации "Офиса по вовлечению общественности" (Office of Public Engagement).

Кроме того, в администрации Обамы работала специальная группа из 13 человек (с общей зарплатой в 1 090 200 долларов в год), которая занималась организацией различных мероприятий (то, что называют event management). Для сравнения: при Джордже Буше этой работой занималось только три человека с общим фондом зарплаты в 335 500 долларов в год.

При Буше только два сотрудника занимались "новыми медиа", то есть сайтом Белого дома. Это были руководитель сайта с зарплатой в 84 000 в год и его помощник с зарплатой в 34 000. Вокруг Обамы крутилось уже девять сотрудников из сферы "новых медиа" с общей зарплатой в 700 000 долларов в год. Их должности были названы примерно так:"директор новых медиа", "креативный директор новых медиа", "помощник директора по видео иemail-контенту и дизайну" и т.п..

По названиям должностей понятно, чем занимались эти люди. Они "окучивали" весь интернет, все его возможности. "Команда пиарщиков Обамы занималась созданием онлайн-видео, вела блоги, занималась другими интерактивными мероприятиями, включая мероприятия при жестком контроле прессы в городских общественных помещениях, создавая таким образом информационно-пропагандистскую смесь", — признаёт Accuracy in Media.

Но помогло ли это Обаме?

А король-то — голый

Обама всё время хотел кем-то казаться, потому и сделал ставку на PR. Он не уяснил древнюю мудрость: надо быть, а не казаться. Ставка Обамы на "развешивание лапши" привела к плачевным последствиям как во внутренней, так и во внешней политике.

Что касается широко распропагандированной реформы здравоохранения – главного "достижения" администрации Обамы, известного как Obamacare, — так она была одним из факторов того, почему сторонник этой реформы Хиллари Клинтон проиграла выборы. В целом внутренняя политика Обамы, на информационное сопровождение которой ушли миллионы долларов налогоплательщиков, и которую намеревалась продолжать Клинтон, не выдержала испытания президентскими выборами.

Что касается внешней политики Обамы, то ее результаты характеризуются, прежде всего, крайним ухудшением отношения с Россией и доведением мира до грани третьей мировой войны. Разве случайно то, что большинство жителей США и Западной Европы опасаются скорого начала третьей мировой войны. В чем причина этой массовой паники на Западе? Кто завёл сознание западного человека в тупик?

А чего стоит только истерика с принятием всё новых и новых антироссийских санкций в последние месяцы правления Обамы! Это истерика неудачника, которую нельзя назвать некой формой международных отношений.

Сознание по крайней мере половины американцев, которые проголосовали за Трампа, еще не помрачилось от информационно-пропагандистской смеси, которую через СМИ лила на весь мир администрация Обамы.

Мыльный пузырь лопнул. Пиарщики Обамы сыграли для него такую же роль, какую играли портные и королевская свита в сказке Ганса Христиана Андерсена "Новое платье короля". Обманщики-портные врали сановникам, сановники врали королю, мол, платье восхитительное. А платье никто не шил, платья не было.

Роль обманщиков-портных и свиты сыграли для Обамы такие, как выше упомянутый Аарон Квитткен, который превозносил пиаровские способности Обамы. Но Обама, видимо, не читал Андерсена.

Игорь Пшеничников,

советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ)

Читайте также
В других СМИ
Загрузка...
Комментарии
Партнёры
Загрузка...
Copyright © 2012-2017, "Теория дискредитации" (18+) Разрешено всё, что не запрещено