ГлавноеАналитикаMH17: расследование идет по колее, не сбиваясь с курса

MH17: расследование идет по колее, не сбиваясь с курса

Опубликовано

АВТОР: None

28 сентября в голландском городе Ньювегейн (провинция Утрехт) совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), проводящая уголовное расследование крушения малайзийского Boeing-777 на Украине, представила первые результаты своей работы. Как и было обещано накануне, прозвучали предварительные выводы, которых во всем мире ждали с наибольшим интересом – это информация о том, каким именно оружием был сбит пассажирский самолет, и конкретная точка на карте, указывающая, где располагалась пусковая установка ракеты.

Неожиданности не произошло. JIT заявила, что лайнер был поражен из зенитно-ракетного комплекса «Бук» с территории, контролируемой ополченцами Донбасса.

Новости партнеров

Всё течет, ничто не меняется

О том, что выводы будут именно такими, а не иными, еще накануне сообщило британское издание The Guardian, получившее информацию от анонимных дипломатов. Чуть позже выводы комиссии были объявлены родственникам погибших, и они подтвердили журналистам достоверность «утечки» в британскую газету. После этого доклад был обнародован.

Следственная группа предсказуемо пришла к заключению, что ЗРК «Бук», с которой был произведен пуск ракеты, была доставлена на Украину из России. Авторы доклада указали и конкретную точку запуска – рядом с селом Первомайск в шести километрах от города Снежное – то есть с территории, которая в июле 2014 года контролировалась вооруженными формированиями Донецкой народной республики. А после пуска ракеты установка, согласно данным JIT, была возвращена в Россию.

Кто именно произвел выстрел, следователям установить не удалось. Голландский прокурор Фред Вестербеке заявил, что следствие пока не предъявляет кому-то какие-либо обвинения, поскольку оно лишь установило маршрут следования комплекса «Бук», из которого был сбит самолет. Однако в распоряжении JIT есть список из ста подозреваемых в причастности к его крушению самолета.

Итоги работы следователей, по сути, повторяют версию, распространяемую международной экспертно-журналистской группой Bellingcat, проводившей свое неформальное расследование случившегося. Доказательства – те же: данные из соцсетей, свидетельства очевидцев. Все доводы российской стороны, в том числе, подробный доклад, предоставленный для расследования специалистами «Концерна ПВО «Алмаз-Антей», а также данные Министерства обороны России, внимания следственной группы не привлекли.

В более общем смысле, неизменной осталась версия, озвученная властями Украины еще в день катастрофы и поддержанная затем рядом западных государств, которая заключалась в том, что малайзийский Boeing был сбит ракетой, выпущенной с территории донецких ополченцев. Она не изменилась несмотря на то, что с момента катастрофы прошло более двух лет, и что за это время, с одной стороны, появилось много новых фактов и материалов, с другой – немало важной информации по-прежнему остается скрытой от международных следователей.

Всего лишь версии?

Новости партнеров

По словам Фреда Вестербеке, презентуя предварительный доклад, JIT ставила целью только рассказать об основных версиях трагедии. Окончательные выводы прозвучат позже – срок работы группы продлен до 2018 года.

Надо сказать, за время, прошедшее с момента трагедии, в разных странах было выдвинуто множество версий вплоть до самых фантастических – например, что был сбит совсем другой самолет, заранее заполненный трупами людей, или что сбила его не ракета, а метеорит или «космический мусор». Американская разведка предположила, что пуск ракеты по лайнеру по ошибке произвел «плохо обученный экипаж» ополченцев. Эта версия строилась на том, что ни доказательствами причастности России, ни свидетельствами присутствия россиян на месте пуска, либо фактами обучения ополченцев обращению с ЗРК «Бук» спецслужбы США не располагают.

В соответствии с резолюцией Совета безопасности ООН от 21 июля 2014 года, Нидерланды возглавили расследование причин и обстоятельств катастрофы, подключив к нему 24 экспертов из России, Украины, Малайзии, Австралии, Германии, США и Великобритании. К осени международная миссия экспертов представила предварительный, а к лету 2015-го был готов окончательный вариант ее отчета, согласно которому лайнер развалился в воздухе из-за «структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов», и «наиболее вероятно, что самолет был сбит с земли».

«Бук», да не тот?

В отличие от доклада экспертной группы, выводы JIT вообще не содержат ссылок на технические аспекты расследования, что выглядит весьма странно и является «не совсем правильным», считает советник главного конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский. По его словам пристальное изучение именно технических деталей катастрофы ставит результаты работы международных следователей под очень большие сомнения.

«Эксперты и следственная группа использовали в своих исследованиях принцип компьютерного моделирования, применяя мощную программу SplitX. Мы работали на мощной экспериментальной базе, строя свои исследования как на виртуальных, так и на натурных испытаниях, которые показали полную несостоятельность предположений экспертов и JIT», — говорит Михаил Малышевский.

Концерн ПВО «Алмаз-Антей», выпускающий современный модификации ЗРК «Бук», провел детальные исследования, включавшие опытное поражение самолета ракетой. В качестве мишени был выбран списанный Ил-86, по габаритам и ряду прочих характеристик напоминающий Boeing-777. Специалисты концерна пришли к выводу, что малайзийский самолет могла сбить только ракета комплекса «Бук» 9М38, давно снятая с производства в России, но по-прежнему имеющаяся у Украины.

Так, по словам заместитель главного конструктора трассового радиолокационного комплекса «Утёс-Т» Лианозовского электромеханического завода Виктора Мещерякова, по данным на 2005 год, ВСУ располагали примерно 500 ракетами 9М38, тогда как у ПВО России их уже не было ни одной.

Новости партнеров

Так откуда прилетела ракета?


Кроме того, характер повреждений показывает, что угол, под которым ракета подлетела к самолету, совсем не тот, который привели в своих выводах международные эксперты. А это, в свою очередь, подтверждает, что запущена она была совсем из другой точки – а именно из района населенного пункта Зарощенское, который в тот момент контролировали украинские силовики.

Михаил Малышевский подтвердил, что все результаты исследований своих специалистов концерн «Алмаз-Антей» передавал сначала международным экспертам, затем следователям JIT, причем делал это постоянно и многократно. Однако, отвечая на вопросы журналистов, представители JIT сообщили, что получили материалы от «Алмаз-Антея» лишь пару недель назад, и их еще предстоит тщательно изучить.

О том, что траектория полета ракеты в Нидерландах была рассчитана ошибочно, говорят и первичные радиолокационные данные, которые также переданы совместной группе. Локаторы не зафиксировали ракету – как объяснил Виктор Мещеряков, это могло произойти лишь в том случае, когда она летела с более южного, нежели предполагают следователи, направления.

На вопрос журналистов о том, удалось ли группе заполучить снимки, сделанные американским спутником, находившимся в момент катастрофы как раз над Украиной, представители JIT ответили, что часть снимков так и осталась недоступной для них. Правда, Фред Вестербеке тут же поспешил добавить, что следователям удалось «побеседовать с человеком, который видел эти фотографии».

До сих пор не представила всей имеющейся у нее информации – спутниковых снимков, данных радаров, записей переговоров пилотов с диспетчерами – и украинская сторона.

Москва надеется на непредвзятость


Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил в среду, что российская сторона передала исчерпывающие данные по катастрофе MH17, чего нельзя сказать о других участниках расследования. «Некоторые страны по-прежнему, например, радарные данные не представили», — заметил он. Песков также заявил, что Москва оценит результаты голландского расследования.

По мнению российского МИД, выводы JIT лишь подтверждают предвзятость следствия. В то же время, официальный представитель внешнеполитического ведомства Мария Захарова выразила надежду, что «после того, как российская сторона передала» в совместную следственную группу по МН17 «такие непреложные доказательства, как первичные радиолокационные данные – а каждому специалисту понятно, что это самое что ни на есть доказательство, – ситуация изменится».

Boeing 777 «Малайзийских авиалиний», следовавший рейсом МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года в Донецкой области. Погибли все находившиеся на борту 298 человек.

Владимир Ардаев

ria.ru





Замминистра обороны попал на фронт борьбы с коррупцией

«Сколь веревочке не виться», – такими словами отреагировали эксперты на арест обвиняемого во взятке замминистра обороны Тимура Иванова. Как уголовное дело отразится на работе...

Очеретинский синдром: Новобахмутовка переходит под наш контроль, ВСУ убегают в Соловьево

Самостийные эксперты сравнивают события на севере от Авдеевки с прорывом украинской «Линии Мажино» Проект WarGonzo в своей «оперативке» по состоянию на утро 24 апреля пишет:...

Зеленский до сих пор не понял, почему он не еврей

Обиды президента Украины Владимира Зеленского на то, что США и страны ЕС защищают его совсем не так, как защищают Израиль, приняли комичный характер. Для...

Читайте также

The Eurasian Times: Попытки ВСУ скопировать российскую тактику глиссадных авиаударов закончились провалом

Французский Hammer оказался жидковат против умных русских ФАБов ВСУ начали применять в зоне СВО планирующие...

Ростислав Ищенко. Голосование конгресса по военным ассигнованиям и избирательная компания в США

Сразу оговорюсь, почему меня в принципе не особенно интересует самый распространённый среди журналистов вопрос:...

Ростислав Ищенко: Когда Россия развяжет себе руки на Украине, то вернется в Закавказье на новых условиях

Наличие миротворцев в Закавказье, при том что Армения сделала ставку на Запад, на Европу,...