ГлавноеАналитикаКак казаки в космосе США выручали

Как казаки в космосе США выручали

Опубликовано

АВТОР: None
Украина предложила США производить ракетные двигатели на замену российским РД-181. Политический смысл проекта очевиден, практическая реализация проекта – из области невероятного.
Украинский космический потенциал не позволяет  заменить российские двигатели даже в сотрудничестве с США. Кроме базовой конструкторской документации, РД-181 имеет определенный и совершенно уникальный технологический процесс, секретами которого владеют лишь специалисты в Подмосковье.
Американцы планируют в ближайшие годы перейти на свой двигатель, и все же реальной альтернативы российскому РД-181 нет. Как нет замены и «Союзу» (для доставки космонавтов на МКС). Готовых американских разработок просто не существует.
Жидкостными ракетными двигателями в США не занимались около 20 лет. Чтобы сделать двигатель, способный заменить РД-181, понадобится еще 5 – 7 лет. Между тем, почти половина всех космических запусков в мире ежегодно осуществляется с помощью двигателей  НПО «Энергомаш».
Лишь это объясняет, почему в разгар антироссийских санкций, в декабре 2014 года ракетно-космическая корпорация «Энергия» подписала контракт с американской Orbital Sciences Corporation на поставку в США 60 двигателей РД-181 производства НПО «Энергомаш» на сумму около 1 млрд. долларов. И вскоре первые товарные двигатели РД-181 были поставлены.
Контракт ориентирован на сотрудничество в течение 15–25 лет, ведь регулярно менять двигатели на ракете-носителе и перестраивать технологическую цепочку запусков невыгодно и нецелесообразно.

Технологическое совершенство
Российский жидкостный ракетный двигатель РД-181 обладает уникальными характеристиками. Превосходство и совершенство двигателя обеспечиваются применением самых современных сплавов, материалов и технологий, которые позволяют достичь максимальной тяги (давления и температуры в камере сгорания) и оптимального веса (размера). За всем этим стоят конструкторские идеи и капиталовложения, длительные огневые испытания (отработка ЖРД на стенде). Повторить сложно, превзойти технологически невозможно.
Двигатель РД-181 разработан в России специально для американской усовершенствованной ракеты-носителя Antares (для доставки на МКС и низкие орбиты значительной полезной нагрузки). На первой ступени РН Antares устанавливаются два двигателя РД-181.
Ранее Antares оснащали двигателями AJ-26, созданными на основе советских НК-33, законсервированных со времен незавершенной лунной пилотируемой программы СССР. Первая партия НК-33 попала в Америку в середине 1990-х, компания Aerojet купила их по 1 млн. долларов за штуку. Таким образом, американцы и раньше использовали накопленный в нашей стране космический потенциал.
Россия, которая скоро полетит в космос на ядерных двигателях, с интересом наблюдает за попытками копирования её керосиново-кислородных ЖРД. И в среднесрочной перспективе даже заинтересована в реализации американо-украинской повестки, ведь практика неизбежно подтвердит превосходство российских космических технологий.
Космический майдан
В сфере самостоятельной разработки и производства жидкостных ракетных двигателей Киев демонстрирует в основном лишь политическую волю. Потому что не располагает необходимым кадровым потенциалом, научной и технологической базой, отлаженным серийным производством.
Антироссийские санкции приостановили почти все космические проекты Киева – в 2015 году украинские изделия участвовали лишь в четырех пусках (РН «Днепр» с пусковой базы «Ясный», РН «Зенит-3SLБ2 с космодрома Байконур и два пуска РН «Вега» с космодрома Куру). При этом «Морской старт» и украинско-бразильский проект «Циклон-4» – не оправдали коммерческих надежд (последний приостановлен по инициативе бразильской стороны).
Ранее космическое предприятие «Южмаш», напрямую подчиненное Государственному космическому агентству Украины, производило 7 типов жидкостных ракетных двигателей различной мощности –  РД-8,120, 261,262,802,843,861. И все же, заметим, что РД-843 и РН «Зенит» собирались на украинском предприятии из 70% российских комплектующих. Почти все носители, созданные в Днепропетровске, стартовали с преимущественным участием России. Поэтому проблемы предприятия тесно связаны с дрейфом Киева на запад.
Внезапный разрыв устоявшихся связей с Россией – крупнейшим внешнеэкономическим партнером Украины – инициировал катастрофическое падение объемов производства и сокращение денежных средств с 2 млрд. гривен в 2011 году до 450 млн. гривен в 2014-м послемайданном.
Последние заказы «Южмаш»  отгрузил в начале 2014 года, и ситуация постоянно ухудшается. Долг по заработной плате сотрудникам предприятия вырос до 80 млн. гривен. На исходе 2015 года предприятие перешло на однодневную рабочую неделю.
Возможно, предложение Киева инициирует какие-то встречи специалистов космической отрасли, и руководство НАСА скажет украинцам то, что от него хотят услышать. Однако США необходимы технологии, а не устаревшая сборочная площадка с высокотоксичными ЖРД. Технологиями Киев не располагает.
Наряду с космическим «Южмашем» Украина практически утратила высокотехнологичный потенциал ГП «Антонов», ПАО «Мотор Сич».
Американская трагедия
Деньги автоматически не конвертируются в идеи и технологии. Если в прежние годы по разным причинам американцам не удалось создать аналог российского двигателя РД-181, вряд ли технологический прорыв США обеспечит Украина. Американцы без России далеко не улетят.
Разумеется, в США есть чертежи РД-181. Этого мало. Для серийного производства надежных изделий необходимо вывезти весь завод вместе с рабочими, потому что многие вещи даже по чертежам не повторить без технологии и опыта изготовления отдельных узлов и материалов.
Для создания линейки ЖРД требуется конструкторская школа (преемственность). США сами себя отбросили в прошлое, когда в 1980-х сократили бюджет НАСА и позднее передали космическое производство частникам – так выгоднее.
Действительно, получалось в десятки раз дешевле, потому что не надо содержать инженерно-конструкторские школы и дорогие испытательные стенды. И вскоре пришла зависимость от зарубежных поставщиков.
На покупку РД-181 американцы пошли не от хорошей жизни. Вариантов не много – тратить десятки миллиардов долларов и годы на воссоздание школы ЖРД или закупать готовые двигатели в Европе.
Абсолютно нелепо выглядит американская политика антироссийских санкций на фоне миллиардного контракта США и РФ на поставку российских РД-181.
Александр Хроленко




«Победа Украины понравится не всем»: Зеленский намекнул на свою грядущую капитуляцию

Но этот намек надо уметь правильно прочитывать Анализировать публичные высказывания Владимира Зеленского — это так себе занятие. Президент Украины может с легкостью сегодня сказать одно,...

Белоруссия подготовилась к отражению интервенции

Радикальная белорусская оппозиция готовится захватить Кобринский район, чтобы затем потребовать ввода натовских войск на территорию республики. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. По...

Как решить проблему бесконтрольной миграции

Президент между строк подтвердил, что называется, худшие опасения. В том плане, что проблему бесконтрольной миграции со всеми её бедами не решить одним Окончательным Указом. Придется...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Почему Россия более важна для Китая, чем Китай для России

Политолог, публицист, обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко в еженедельном проекте «Ищенко о главном» на канале «Украина.ру» оценил развитие...

Российский военный корабль отбил ракетную атаку в Севастополе

В Севастополе отразили атаку противокорабельной ракеты на один из военных кораблей, сообщил губернатор Михаил...

США тайно передали Украине более ста ракет ATACMS повышенной дальности

США передали Украине более ста оперативно-тактических ракет ATACMS повышенной дальности, сообщила американская газета The...