ГлавноеАналитикаГод русского оружия в Сирии

Год русского оружия в Сирии

Опубликовано

АВТОР: None
30 сентября 2015 года Совет Федерации разрешил использовать ВС России за рубежом – на основе общепризнанных принципов и норм международного права. В тот же день группировка Воздушно-космических сил перелетела на аэродром Хмеймим сирийской провинции Латакия.
В трудное время по просьбе Дамаска Россия оперативно создала в Сирии небольшую, но максимально эффективную войсковую группировку. И вот уже 12 месяцев защищает дружественное государство – Сирийскую Арабскую Республику, и собственные национальные интересы. 
Были совершены более 15 тысяч боевых вылетов, уничтожена обширная террористическая инфраструктура ИГ (запрещена в РФ). При этом сирийская правительственная армия освободила сотни населенных пунктов и добилась перелома в борьбе с террористами.
Когда бы ни завершилось противостояние в Сирии, операция ВКС уже доказала: Россия способна успешно применять вооруженные силы в отдаленных районах планеты, эффективно влиять на геополитику.
Сирия остается суверенным государством, имеющим равные права с другими членами ООН. И если в этой стране наступит мир, то во многом благодаря русскому оружию.
Тактические особенности 
Цель российской операции в Сирии – поддержка правительственных войск САР и поражение инфраструктуры террористической группировки ИГ. С 30 сентября наносит точечные удары смешанная группа в составе 50 самолетов и вертолетов. Боевой ритм свыше 20 вылетов в сутки. А когда ситуация нуждалась в срочном переломе, число вылетов превышало 80 в сутки – грозной коалиции, собранной США, такое и не снилось.
30 сентября мир заметил малую часть огромной предварительной работы российского президента и лидеров ряда ближневосточных стран, дипломатов, разведчиков сотен часов переговоров и консультаций на разных уровнях. И результат планирования операции Генеральным штабом, успешной организации логистики и коридоров в международном воздушном пространстве по линии Минобороны. Столь продуманных и скоординированных действий, да еще и в таком взрывоопасном регионе от России, возможно, не ожидали даже некоторые участники этого дипломатического пасьянса.
За год в Сирии Россия многое сделала впервые. Продемонстрировала эффективность орбитальной группировки разведывательных спутников, стремительное и скрытное развертывание войск в отдаленном регионе, современные технологии ведения боевых действий. Разведка США получала сюрприз за сюрпризом. 
Впервые в XXI веке Вооруженные силы РФ открыто, массированно и эффективно применили высокоточное оружие – крылатые ракеты «Калибр» и крылатые ракеты воздушного базирования, а также стратегическую ракетоносную и дальнюю бомбардировочную авиацию. Значительную поддержку Воздушно-космическим силам оказывали Средиземноморская эскадра, все четыре флота и Каспийская флотилия ВМФ России.
Операция РФ в Сирии продемонстрировала в жестких ближневосточных условиях возможности российского оружия и подтвердила реалистичность российского проекта модернизации вооруженных сил (обновление 70 процентов военной техники к 2020 году).
Учитывающий разносторонние показатели национальных вооруженных сил Глобальный индекс военной мощи-2015 поставил РФ на вторую позицию в мире после США. В НАТО роль России в разрешении сирийского кризиса признали ключевой. Со стороны виднее.
Американское издание Foreign Policy отметило: «Россия использует Сирию как полигон для своей обновленной армии. Таким образом, она предупреждает Соединенные Штаты и прочие западные державы о том, что Россия восстановила военную мощь после десятилетий упадка». Полагаю, у нас были цели поважнее. 
При активной поддержке с воздуха вооруженные силы Сирии провели успешные наступательные операции в провинциях Латакия, Алеппо, Хама, Хомс и в пригородах Дамаска, овладели Пальмирой и другими важными рубежами. ИГ потеряло 90 процентов захваченной нефтяной инфраструктуры. Тысячи боевиков бежали в соседние Ирак и Иорданию.
Еще одним результатом операции ВКС стало ратифицированное 9 августа соглашение между РФ и Сирией о размещении российской авиагруппы в провинции Латакия на бессрочный период.
Россия вернулась на Ближний Восток надолго, с прозрачными планами и надежными геополитическими инструментами.
Технологический барьер
Ранее стратегия США и НАТО в десятках военных конфликтов выглядела достаточно однообразно: быстрый разгром противника достигался за счет абсолютного военно-технического превосходства (авиация, крылатые ракеты). До вмешательства России ракетно-бомбовые удары по сирийской территории наносили 11 государств – без приглашения законного правительства, без санкции ООН (законодатель такой международной моды — США).
Сирийская история складывается благополучнее, нежели в ряде соседних стран, именно потому, что Россия создала высокотехнологичный барьер иностранной агрессии.
На протяжении года за действиями Минобороны РФ в Сирии постоянно следит разведка НАТО. Наши уважаемые партнеры в полевых условиях изучают возможности российского оружия. В начале 2016 года из Германии в Турцию прилетели натовские самолеты-разведчики AWACS, способные в боевых условиях обнаруживать цели на дальности до 650 км и управлять оружием в автоматическом режиме. Для борьбы с боевиками ИГ возможности этой системы явно чрезмерны, и вероятнее всего, самолеты-разведчики нацелены на российскую группировку ВКС в Сирии. 
Политические технологии США на Ближнем Востоке столь же неоднозначны. Американская коалиция с сентября 2014 года наносила удары, как утверждали генералы, по позициям ИГ в Сирии, однако до появления российской авиации боевики почти поверили в собственное бессмертие.
Американцы планировали не столько ликвидировать, сколько использовать ИГ для свержения президента Башара Асада и установления в Сирии удобного режима. Как иначе объяснить, например, старательность, с которой американские самолеты облетали нефтяную инфраструктуру, захваченную террористами. Боевики «Джебхат аль-Нусры», которых никак не удается выбить из Алеппо, открыто говорят о прямых поставках оружия из США.
Когда ближневосточную инициативу перехватили Россия, Иран, Сирия, под ударом оказались стратегия и влияние Запада на Ближнем Востоке. Россия с немногочисленными союзниками методично ликвидирует хаос, искусно созданный США, в результате которого Сирию вынужденно оставили и бежали в соседние государства более четырех миллионов человек. Координация военных ведомств нескольких стран (включая Россию) на сирийском направлении – новая реальность.
Четырехсторонний информационный центр в Багдаде создан в сентябре 2015-го для сбора, обработки, обобщения и анализа текущей ближневосточной информации (борьба с ИГ) и для оперативного взаимодействия с генеральными штабами России, Сирии, Ирана и Ирака.
В декабре 2015 года президент РФ Владимир Путин предложил сформировать международный антитеррористический фронт под эгидой Организации Объединенных Наций. К сожалению, ООН до сих пор не выработала консолидированную позицию по сирийской проблематике. 
Сопротивление Запада
Пожалуй, боевики ИГ не главная проблема, с которой столкнулась Россия в Сирии. Запад оказался третьим значительным центром силы.
Подходы России и США к проведению ближневосточных военных операций принципиально отличаются степенью легитимности. Открытость и законность — краеугольные камни российской внешней политики, даже если подразумеваются боевые действия на чужой территории. Перед началом воздушной операции в Сирии Россия предъявила миру законные полномочия, военные средства, ближайшие и перспективные цели. Применяя в Сирии обычные вооружения, РФ не нарушила ни одного принципа международного права или запрета на применение отдельных видов оружия. Более того, даже столь закрытое ведомство, как Минобороны России, в Сирии последовательно реализовывало концепцию открытости, которая стала продолжением государственной политики.
Но с первых же недель в Сирии российские ВКС ощутили скрытое и явное сопротивление коалиции, действующей вне международного правового поля. Вашингтон не отреагировал на призыв России убрать американские самолеты из сирийского воздушного пространства. Более того, в начале октября 2015 года в Пентагоне обсудили, стоит ли США использовать военную силу для защиты от России умеренных сирийских повстанцев, и каковы возможные последствия.
1 октября Саудовская Аравия потребовала в ООН остановить российские авиаудары, и эту озабоченность разделили Франция, Германия, Катар, Турция, Великобритания и США. 
Новые возможности РФ, интенсивность воздушной операции в Сирии вызвали многообразное противодействие коалиции США. Прямых столкновений с американскими и британскими ВВС удалось избежать благодаря совместному меморандуму о предотвращении инцидентов. На обострение подтолкнули Анкару — 7 октября генсек НАТО Йенс Столтенберг прямо заявил: «Если Турция решит сбить самолет РФ, вторгшийся в ее воздушное пространство… это будет считаться оправданным. Альянс поддерживает власти Турции в данном вопросе».
Год спустя США и НАТО, которые стремились свергнуть легитимное правительство Сирии с помощью боевиков, сегодня стоят перед фактом доминирования геополитической воли Москвы, которая не приемлет двойных стандартов или двойной игры. Ни у кого не осталось сомнений в решимости и твердости России.
Для достижения поставленных в Сирии целей времени потребовалось больше, чем планировалось изначально, однако по объему военно-политической коррекции РФ превзошла всю американскую коалицию из 67 стран.
Другая Россия
Анализ сирийской операции ВКС России зарубежными СМИ – отдельная феерия. К примеру, американская газета New York Times 27 сентября написала: «За год Россия не смогла сдвинуть сирийский конфликт с мертвой точки»… Никакого «реального стратегического влияния» на ситуацию она не оказала… Вмешательство России не приблизило правительство Башара Асада к победе». 
Однако еще в феврале та же New York Times отмечала: «Военные успехи России затмили «американскую дипломатию». Операция ВКС РФ в Сирии оказалась крайне эффективной, что поставило США в затруднительное положение. Теперь стало ясно, что военное решение сирийского конфликта возможно, только принадлежит оно не США, а России. В результате этого нового расклада у госсекретаря Джона Керри почти не осталось рычагов воздействия, чтобы начать выгодный для коалиции политический процесс урегулирования, и ему пришлось отказаться от идеи срочной отставки Башара Асада и обратиться к более насущным гуманитарным проблемам».
Кроме того, февральская New York Times прямо свидетельствует: «Русские отрезали многие каналы, по которым ЦРУ поставляло сирийским повстанцам оружие в рамках своей «не такой уж и секретной» операции».
По сообщению китайского агентства «Синьхуа«: «Год с лишним действия коалиции во главе с США в Сирии не приносят успеха. Как только Россия начала бомбить ИГ при сотрудничестве с правительственными войсками Сирии, ВКС России нанесли огромный урон этой организации».
Журнал The Week разделяет китайскую версию: «Местные режимы воспринимают Россию как влиятельного игрока, который… в большей степени заслуживает доверия, нежели США». Французская газета Le Monde утверждает: «Кремль преследует в Сирии собственные цели, которые выходят далеко за рамки простой поддержки режима Асада… Решения принимаются российскими военными в координации с иранскими советниками… Явный отход США с Ближнего Востока предоставил президенту России прекрасную возможность восстановить с помощью Сирии потерянный вместе с СССР статус сверхдержавы». 
Будто бы у России мало возможностей для доказательства очевидного статуса в любой другой точке планеты. Ливанское издание An Nahar констатирует:
«В сентябре 2015-го актуальной задачей для России в Сирии являлось спасение действующего политического режима… Военное вмешательство России позволило перейти сирийской армии от обороны к наступлению. Сегодня сирийская армия осаждает Алеппо, и это означает изменение соотношения сил… Проанализировав достижения России в Сирии за год ее участия в этом конфликте, американцы пришли к выводу, что Россия стала самой влиятельной силой на сирийской арене… Нет никаких сомнений в том, что нынешняя Россия значительно отличается от России до 30 сентября 2015 года».
В сложнейшей геополитической ситуации российское руководство предложило и совместно с союзниками реализовало целую систему мер урегулирования кризиса. Одновременно руководители американской коалиции продолжали говорить одно, планировать другое, а делать третье.
Никакая военная сила извне не может решить внутриполитических проблем, и все-таки операция ВКС России в Сирии служит примером корректной силовой коррекции во благо.
Александр Хроленко




Ростислав Ищенко: Зеленский определил дату «кошмарного сценария»

Многие люди пытаются быть скрытными, но редко у кого это получается – слишком хорошо надо себя для этого контролировать. Всегда помнить, что именно хочешь...

ISW: Освобождение Часова Яра станет ключом к Донбассу

Российские войска подходят все ближе к Краматорско-Славянской агломерации, где ожидаются основные бои Российские войска вплотную приблизились к окраинам Часова Яра, за чем последует неминуемое окружение...

Запад решил уничтожить сербов: «Счет пошёл на часы»

Президент Сербии предупредил свой народ, что его вновь, как уже было в печальной сербской истории, ожидают тяжелейшие испытания. И пообещал рассказать сербам, что их...

Читайте также

Теракт в «Крокусе»: нужны системные изменения

Алексей Живов предложил комплекс мер, направленных на предотвращение ситуаций, подобных теракту, произошедшему в Крокус...

ISW: Освобождение Часова Яра станет ключом к Донбассу

Российские войска подходят все ближе к Краматорско-Славянской агломерации, где ожидаются основные бои Российские войска вплотную...

Ростислав Ищенко: Теракт в «Крокусе» ─ демонстративная акция Запада

Мне нравятся "эксперты", берущиеся комментировать такие события, как террористический акт в "Крокусе," по горячим...