Кроме того, данные объективного контроля Минобороны РФ свидетельствуют о том, что малайзийский Boeing-777 после пролета над Донецком отклонился от маршрута на 14 км, отметил генерал-лейтенант. По его словам, причину отклонения лайнера от курса можно будет назвать только после расшифровки бортовых самописцев. Минобороны РФ передаст европейским и малайзийским экспертам материалы относительно авиакатастрофы на Украине, собранные ведомством. «Надеюсь, что они помогут в проведении объективного расследования трагедии, — подчеркнул генерал-лейтенант. — Министерство обороны Российской Федерации и далее будет информировать о вновь выявленных фактах, связанных с авиационной катастрофой малайзийского самолета Boeing-777».
Также генерал-лейтенант Картаполов сообщил, что в распоряжении Минобороны РФ имеются космические снимки с расположением средств ПВО украинской армии перед катастрофой малайзийского авиалайнера Boeing. «У нас имеются космические снимки отдельных мест расположения средств противовоздушной обороны украинской армии на юго-востоке страны», — сказал он.
Картаполов уточнил, что первые
три снимка датированы 14 июля. «На первом снимке показаны пусковые установки ЗРК «Бук» в районе 8 км северо-западнее Луганска. На снимке вы хорошо видите самоходную установку и две пускозаряжающих машины», — добавил он. На очередном снимке представлены радиолокационные станции вблизи Донецка, добавил генерал.
На третьем снимке показана позиция техники ПВО в районе Донецка, пояснил начальник главного оперативного управления Генштаба. На снимке, в частности, хорошо видна самоходная огневая установка, около 60 единиц военной и специальной техники, уточнил Картаполов.
«Из этого же района снимки сделаны и 17 июля, — обратите внимание, что данная пусковая установка отсутствует. На снимке номер 5 видно, что утром этого же дня в районе населенного пункта Зарощинское, что в 50 км восточнее Донецка и в 8 км южнее Шахтерска, обнаружена батарея «Бук», — констатировал он.
«Возникает вопрос, почему батарея оказалась в этом районе вблизи территории, контролируемой ополченцами, непосредственно перед трагедией? Съемки этого района, произведенные 18 июля, показали, что батарея оставила занимаемую ранее позицию», — заявил Картаполов. Он также подчеркнул, что именно к 17 июля возросла интенсивность работы украинских радиолокационных станций зенитного комплекса «Бук».
РФ не передавала ополченцам ЗРК «Бук», равно как и другое вооружение и военную технику, подчеркнул представитель военного ведомства России. Распространенные в СМИ кадры, якобы запечатлевшие перевозку ЗРК «Бук» в РФ из Украины, являются подтасовкой.
После предоставления данных Минобороны, у нас все-таки остались вопросы. С ними мы обратились к военному журналисту, полковнику войск ПВО, Евгению Кириченко.
— Евгений, простому человеку не очень понятно, что значат эти точки и стрелки на экране. Например, красная стрелка?
— Периодически наводя эту стрелку на объект, получают информацию о высоте, скорости и дальности наблюдаемого объекта от, в данном случае, от точки Тонак, что на границе РФ и Украины. Каждому самолету в воздухе присваивается уникальный номер. И определенный шифр. По отметкам видно, куда он движется. Есть характеристики: маршрут, скорость, эшелон. Гражданская служба управления воздушным движением отслеживает график движения воздушных судов и передает данные военным, которые несут боевое дежурство по охране воздушного пространства, чтобы они не сбили гражданское судно. Если по каким-то причинам судно не ответило на вопрос «Я — свой», приводятся в состояние готовности боевые средства и поднимается дежурный перехватчик и визуально оценивает, что это за самолет, какие у него опознавательные знаки, какой флаг и т.д».
— То что мы видим это данные наших ПВО?
— Журналистам показали съемки с экранов радаров Ростовского центра Единой системы управления воздушным движением и снимки, сделанные из космоса… Это гражданские данные, с маршрутами движения, которые были переданы из Ростовского центра. Материалы объективного контроля. Тремя нашими военными РЛФ ситуация наблюдалась и расшифровывалась каждая отметка. «Боинг» должен был пересечь границу с Россией в точке Тонак. Минобороны не дает однозначных оценок, как был сбит «Боинг». То ли штурмовиком, то ли с земли пусковой установкой. Они только задают вопросы. Видимо, ждут, что покажут американцы и не торопятся раскрывать все козыри. Честно говоря, надеялся, что на брифинге в Минобороны предъявят убедительные доказательства того, что малайзийский Боинг сбит украинской ПВО. Для этого у наших Вооруженных Сил есть средства объективного контроля за воздушным пространством сопредельных государств, причем не только спутники разведки, но и станции СПРН. Они круглосуточно несут боевое дежурство. Потому что кроме данных воздушных ПВО и воздушных диспетчеров существует система предупреждения о ракетном нападении, которая фиксирует все пуски и она наверняка зафиксировала бы пуск ракеты, которая была бы выпущена с земли. Раз генералы этого не говорят, то ракета, видимо, все-таки была выпущена со штурмовика.
Вторая точка, которую мы видим, вероятно, и есть тот самый Су-25, он шел с набором высоты тем же эшелоном и, видимо, на перехват. На 5-й минуте от основного объекта отделилась какая-то точка. Возможно, оторвалось крыло от самолета. Штурмовик шел с набором высоты 4 минуты и потом еще барражировал после того как самолет был сбит.
Я с самого начала, когда посмотрел фотографии обломков разбившегося «Боинга», пришел к выводу, что они не похожи на обломки, которые могли быть сбиты ракетой «земля-воздух». Иначе они бы превратились в «решето». На мой взгляд, скорее всего, удар был нанесен ракетой «воздух-воздух».
— У многих вызывает сомнение, что СУ-25, мог на высоте 10 000 метров сбить Боинг, так как потолок высоты у этого самолета 7000 метров.
— Да, СУ-25 это такой воздушный танк, тяжелый самолет и выше 5000 метров редко поднимается. Но, во первых для нанесения удара ему и не нужна такая высота, во вторых это мог быть и СУ-27 и даже МИГ, все это есть у украинских ВВС на вооружении. Судя по тому, что расстояние мужду СУ и Боингом было около 3 км, это уже визуальный контакт.
— Почему нам представили данные гражданских служб, а не военных, если у тех, данные более точные и объемные?
— Данные военного наблюдения не могут быть представлены журналистам, они секретны. Но в международную комиссию они могут в каком-то объеме быть переданы.
— На что еще вы обратили внимание в данных Минобороны?
— На интенсивность работы украинских радиолакационных станций «Купол». Это станции ЗРК. 15 июля работало 7 станций, 16 июля — 8, 17 июля — 9, а 18 июля интенсивность резко снизилась и теперь составляет 2-3 станции в сутки. Совершенно не понятна такая активность в этой зоне, всем известно, что у ополченцев нет авиации…
expert.ru