ГлавноеБылоеКратко про эволюцию религии. Ч.1

Кратко про эволюцию религии. Ч.1

Опубликовано

АВТОР: None

Один комментарий заставил меня задуматься и написать эту статью Вот он, этот комментарий: «Большинству людей, особенно «верующим», невдомек, что между их авраамическим богом и богом Эйнштейна существует огромная разница. Для них это одно и тоже. Религиозные шарлатаны договорились до того, что Эйнштейн верил в бога»…

Ответы в опросе про веру в личностного бога подтвердили явное непонимание многих о чём речь. Я уже написала не одну статью про веру в разных богов, но этого видимо мало, чтобы начать различать когда про какого бога говорят. Поэтому я решила кратенько описать историю религии и веры в разных сверхсуществ, то есть духов и богов.

Новости партнеров

Само понятие «бог» означает разное:для науки бог — это причина, мотор, запускающий движение жизни, некая субстанция, задающая законы природы, некий абсолют, откуда всё происходит, то есть какая-то исходная сила. А для философии бог – это идея, некая абстрактность, гипотеза единства всего сущего. Для разных религий бог – понятие разное. Прежде всего есть монотеизм (моно – один), т.е. признание одного бога, а есть политеизм (поли – много), т.е. признание многих богов.

В монотеизме тоже не всё так просто, может быть один главный бог и много подчинённых ему божков, а то и не подчинённых вовсе. Главный бог у многих религий может быть представлен персоной, человеком, это антропоморфизация (антропос – человек). Например, для любой монотеистической религии (любой авраамической, типа христианства) бог – это личность, он один. Религиозные люди называют такого бога – небесный Отец. Значит все христиане (включая верящих русских) верят в личностного или персонального бога (персона – это личность)..

Для политеистических религий, для язычества боги в основном тоже все личностные, или по-другому персональные. Получается, что и в монотеизме и в политеизме бог в основном личностный (персональный), то есть он как бы персона, человек, и как челвек может испытывать человеческие чувства, ну, скажем, может гневаться, обижаться, любить, ему может нравиться поведение людей, он может одобрять, посылая чудо, или карать, посылая несчастья, например молнии. Разница между этими разными религиями (монтеистической и политеистической) только в том, что в монотеизме бог один, поэтому это слово и пишется с большой буквы – Бог, когда речь идёт про монотеизм. Вот только евреи пишут это слово без гласной, вот так: Б-г. Ну, это уже их заморочки, не имеющие отношения к рассказу. А если речь идёт про политеизм, то слово бог пишется с маленькой буквы. В данной статье речь идёт обо всех понятиях, поэтому слово бог может быть написано и с большой и с маленькой буквы. Антропоморфизм — это когда о Боге говорят как об имеющем глаза и уши.

Однако здесь есть исключение для двух сфер жизнедеятельности – пищеварения и половых отношений (секса). То есть Бог — не мужчина и не женщина, и вдобавок не ест и естественно не отправляет никакие жизненные потребности. Совсем по-другому в языческой мифологии, там боги участвуют в разных любовных похождениях, это составляет почти половину содержания всех языческих мифологий. Языческие боги это скорее персонификации, то есть выражения некоего божества. Например, часто персонифицировали бога солнца (Ярило у славян). Так же обстояло дело с луной и звёздами и всеми другими элементами природы. Естественно, что природа по сути – безличностна. Но персонифицирование божества приводит к вере в личностного бога.

Так вот, продолжаем, все другие религии рассматривают бога не как человека, то есть бог всех других религий не является личностным (или персональным), хотя бывают смешения всех типов богов. Например, пантеизм (от греческих словpan— все иtheos— Бог) – это такое философское учение, согласно которому вся природа тождественна богу. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ, таких как стоицизм, в ряде средневековых учений, например учения Спинозы, которое принимается некоторыми учёными, провозглашающими себя верующими в Бога. Многие элементы пантеизма присутствуют сейчас в отдельных формах неоязычества, а также в ряде современных оккультных учений.ствуют также религии без без личностного бога: буддизм, джайнизм. Есть такие интересные и мудрые религии как тао (даосизм), где нет никаких персональных богов, но этика и мораль намного выше чем в любой монотеистической или политеистической религии.

Когда нельзя себе представить бога в виде персоны, то представление о боге становится иногда очень похожим на атеизм. Таковым считается как раз учение Спинозы о боге. Спиноза называет бога Субстанция, равнодушная к человеку и задающая законы всему сущему. Именно в такого бога и верил Эйнштейн. Именно в такого бога и верят те учёные, которые признаются что верят в Бога.

А теперь кратенько об истории религий цивилизованного мира…

Новости партнеров

Итак, вера в богов возникла не сразу, а начало было положено ещё в период первобытно-общинного строя.Уже на самом раннем этапе истории человечества вымышленный мир духов превратился в одну из движущих сил первобытного общества.Страх человека перед могущественными силами природы, перед стихией, заставил выдумать разных сущностей, типа духов, которые стали источников всех последующих суеверий и всех религией почти всех первобытных народов. Исключение составляют разве что немногочисленные народы Африки (например, племя пигмеев) и Новой Зеландии. Да и по сей день многие дикие племена располагают только суевериями и верой в разных духов — этакой примитивной неэволюционированной религией.

Как это произошло? Просто удачу стали связывать с хорошими духами, а неудачу — с плохими. Причину неудач стали считать неудовольствие духов. У первобытного человека религия складывалась осень постепенно. Для успехов человек стал заключать что-то вроде страхового договора: принося жертву духу.Каждое новое поколение совершенстовало эти ритуалы и придумывало новые (так проявлялось творчество). Начались формироваться зачатки примитивного философского отношения к жизни. Возникло представление о добре и зле, соответственно о злых и добрых духах.С появлением этих понятий и началось духовенство, как посредник между духами и людьми.Человек ощущал потребность в безопасности, поэтому с готовностью выплачивал взносы в виде приношений жрецам в счёт своего страхового полиса — магического страхования от несчастий. Это уже была примитивная религия, и состояла она всего лишь из внесения натуральными продуктами (денег не было) страховых взносов от разных опасностей жизни, от болезни, для страховки сбора урожая и пр. Это вполне сравнимо с современным страхованием деньгами от несчастных случаев на производстве и от превратностей жизни.Современное общество сейчас изъяло подобное страхование из объёма услуг священников, переместив его в сферу экономики (страховательные агентства). Религия же сейчас занимается только страхованием жизни после смерти. Современные интеллигентные люди (по крайней мере, люди мыслящие) уже не платят страховых взносов за иллюзорный рай, а всё больше относятся к понятию бога как к философскому понятию. Религия для интеллектуальных людей постепенно восходит к более высоким философским уровням. Но кто-то всё же продолжает платить эти страхвые взносы и индульгенции, кто же это? А это в основном одураченный народ. Но разложим всё по полочкам.

Итак, раньше почти все люди верили, что способны каким-то магическим способом повлиять на свою судьбу. Религия, которая основывалась на страхе перед духами, диктовала людям, как они должны вести себя, внушая им (через проповеди духовенства), что бог распоряжается любой человеческой судьбой, может покарать за любой проступок. И до сих пор находятся люди, верящие в то, что бог способенизменить что-то и оградить от несчастий, не понимая, что только понимание обстоятельств и мудрое использование законов природы позволяют человеку добиться желаемого и избежать нежелательного.

Культ духов сформировался как средство защиты от несчастий. Первобытные религиозные обряды этого культа возникли из-за боязни неудач и страха смерти. Все обряды были направленными на то, чтобы избежать чего-то, изгнать злых духов.С таким же страхом человечество вступило на путь религиозной эволюции.Отсюда и традиции. Первобытные люди опасались болезней, ибо видели, что болезнь нередко является предвестником смерти.Когда член племени умирал, первобытные люди опасались, что могут также умереть, ибо они часто наблюдали как потом умирали люди вокруг больного. Они ещё ничего не знали о контактных болезнях и заражениях от трупа, но все народы часто пользовались сложным обрядом очищения после контакта с покойником – с помощью огня. Видимо они подметили, что после такой процедуры огня повышается шанс не заболеть.Вот поэтому вокруг покойника и ставили свечи. И сейчас как дань традиции вокруг усопших по-прежнему горят свечи.

Итак, первые акты поклонения совсем не являлись выражением почитания каким-то сверхсуществам, духам.В древности люди стремились во что бы то ни стало избавиться от духа, и потому предлагали ему всё, что только можно было пожелать в течение жизни.Считалось, что духам нравится запах пищи; когда-то угощения на похоронах были повсеместной практикой. Примитивная молитва заключалась в том, чтобы до того, как приступить к трапезе, бросить немного еды в огонь для ублажения духов (жертвоприношение) при одновременном произнесении магических заклинаний.

Развитие культа духов неизбежно привело к поклонению предкам. Самые первые боги являлись не более чем людьми, снискавшими славу при жизни, предками.Первоначально поклонение предкам было ближе к страху, но такие верования способствовали дальнейшему распространению страха перед духами и затем поклонения им.

Новости партнеров

Большинство племен устраивали праздник поминовения усопших. Римляне каждый месяц отмечалипоминовение усопших. Дошли до того, что половина всех дней в году посвящалась всевозможным ритуалам, связанным с этими древними культами.

Древнейшие молитвы поначалу не относились к Божеству. Древний охотник, уходя на охоту говорил видимо: «Пожелай мне удачи». Первобытный человек боялся неудачи, а это –случай. Так что прошения об удаче были короткими монологами, похожими на размышления вслух человека, совершающего магический обряд, притянуть удачу. На следующем этапе эти верящие в случай люди заручались поддержкой своих друзей и семей, обращались к духу предков. Вскоре они уже выполняли некоторое подобие обряда с участием всего клана или племени.

Гайдпаркер: olga ignatova

http://gidepark.ru/

Продолжение статьи: Кратко про эволюцию религии. Ч.2





Медленно «калибры» улетают вдаль…

Успешный запуск крылатых ракет "Калибр", выполненный атомной подводной лодкой "Северодвинск", открывает новую страницу в истории глобального военно-морского противостояния Минобороны России опубликовало видео пуска крылатых ракет...

Осмысление

В Кремле прокомментировали заявления Захарченко о создании Малороссии на фоне требований из Европы осудить ее создание. После предварительных заявлений Грызлова о "несвоевременности таких действий", в Кремле...

Запад готовит Украину к войне с Россией

Саммит Украина-ЕС, участники которого так и не смогли согласовать текст совместного заявления, прочертил границу, дальше которой Украину не пустят. Запад получил от незалэжной державы ровно то,...

Читайте также

Энергосистема Украины подверглась крупнейшей за все время атаке

Энергосистема Украины подверглась самой мощной за все время атаке, заявил глава энергокомпании "Укрэнерго" Вадим...

США утаили от России часть информации об угрозе теракта в «Крокусе», узнала New York Times

Американские спецслужбы не передали российским коллегам всю имевшуюся у них информацию об угрозе теракта...

Почему украинцы стали убивать военкомов

Уклонение от мобилизации на Украине становится все более массовым и агрессивным. Тревогу бьет военное...